МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Авиация

"Ступа"
"Ступа"

Модель привязного вертолета PKZ-2 от фирмы Roden в 1/72


    Вообще-то к моделям авиатехники времен первой мировой я равнодушен. Не трогают меня эти наборы палок и веревок, обтянутые тканью. Но, увидев ЭТОТ аппарат – купил, не раздумывая – уж больно экзотический вид у этого, первого в мире вертолета. На момент покупки информации по прототипу не было никакой, поэтому модель была собрана прямо из коробки и покрашена в соответствии с рекомендациями инструкции. Немного повозился с растяжками – тянул ниткой добытой из дамского чулка, о том, как добыл чулок умолчу. Так вот – сложность была в том, чтобы обеспечить равномерное натяжение всех нитей, иначе гнулась рама вертолета. С третьей попытки получилось.
    Модель даже при такой изкоробочной сборке получилась довольно эффектная и на конкурсе «Интерхобби» отхватила 2-е место. Не то, чтобы она ему полностью соответствовала но экзотичность сделала свое дело.



Матчасть:

   Особую роль для развития вертолетостроения в годы Первой мировой войны сыграли легкие (удельной массой 1,5 кг/л. с.) звездообразные ротативные моторы типа «Гном-Рон» — двигатели внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, где цилиндры вместе с картером и воздушным винтом вращались вокруг неподвижного коленчатого вала, жестко связанного с корпусом.
   В этот период венгерские конструкторы Стефан Петроцци, Теодор Карман и Вильгельм Цуровец приступили к созданию «привязного» вертолета для замены аэростатов наблюдения. В марте 1918 года начались испытания PKZ-1. Четыре установленных в ряд вдоль длинного фюзеляжа четырехметровых несущих винта приводились во вращение электромотором мощностью 190 л. с. Взлетная масса достигала 1 100 кг. Ток подавался по проводам с земли. Мотор постоянно перегревался и при четвертом запуске сгорел вместе с вертолетом.
   Аппарат PKZ-2 оказался более удачным. Карман и Цуровец отказались от многовинтовой схемы и электропривода. Вес тяжелого кабеля вместе с давлением на него ветра аннулировал все преимущества легкого электромотора. Построенный в марте 1918 года PKZ-2 имел два соосных шестиметровых несущих винта и ферменный корпус, сваренный из стальных труб в виде трехлучевой звезды. В корневой части каждого из трех «лучей звезды» стояло по ротативному стодвадцатисильному мотору «Рон». PKZ-2, как и его предшественник, не имел органов управления. Балансировка в воздухе должна была осуществляться натяжением трех тросов привязи, крепившихся к концам «лучей». Взлетная масса вертолета составляла 1 600 кг.
   Испытания PKZ-2 продолжались со 2 апреля по 10 июня 1918 года. Всего было совершено 30 подъемов на высоту до 50 м. Такую высоту подъема удалось повторить только спустя 10 лет. Временами вертолет оставался в воздухе до получаса при натянутых тросах привязи, но стоило этим тросам ослабнуть, аппарат начинал раскачиваться. Во время одного из подъемов 10 июня 1918 года аэродромная команда не обеспечила нужного натяжения тросов и PKZ-2 опрокинулся.

    По окраске существуют две версии, отличающиеся цветом топливных баков. По одной они были окрашены в тот же цвет, что и "ступа". по второй оставались некрашенными и имели цвет латуни. Какая из них более правильная - не знаю.

Категория: Авиация | Добавил: Admin (28.11.2008)
Просмотров: 3892 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
1 dora  
0
Классная штука!!! Не хватает только Бабы-Яги.

2 dora  
0

3 gosha  
0
А ступа из какого материала была? Я к чему - а не толстые ли борта?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2024