МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Авиация

Ла-7, Eduard, 1/72
Ла-7, Eduard, 1/72




       Так случилось, что мне посчастливилось стать обладателем набора от «Эдуард» - Ла-7 Dual Combo. Этот набор включал в себя два абсолютно одинаковых комплекта пластика с возможностью собрать двух и трёх пушечный варианты знаменитого истребителя. Так же в набор входят два комплекта дополнительных вкусностей – это цветное фототравление, маски для фонаря и декаль на оба варианта с раскраской под известных асов.
В плате фототравления есть всё необходимое для улучшения деталировки кабины и некоторых моментов внешней отделки модели. Всё это конечно помогает в работе, но некоторые вещи стоит сделать самому.
Скажу сразу, что читал обзоры по этому набору. Мнения встречаются разные. Естественно модель не лишена недостатков. Одним из главных можно выделить фонарь, вернее лобовое бронестекло козырька. Оно действительно неправильной формы. Так же мне не понравились щитки основных стоек шасси. Но, как правило, эту деталь я всегда меняю на самодельную из фольги. Есть так же проблемы и с геометрическими данными. При вложении модели на чертежи выяснилось, что по длине модель короче на 1-1,5мм и в размахе больше на 2мм. Что касается длины, то я пришёл к выводу: от носа до окончания фонаря всё в порядке, а вот от фонаря до киля этот участок коротковат. По размаху выводы однозначны – у модели стоит подточить законцовки крыла и всё приходит в приемлемую норму, что я и сделал.
Так же на модели абсолютно отсутствует закабинный отсек. Он пуст. А ведь там должны проглядываться: радиостанция, тяги, ведущие к РН и РВ, силовой набор, состоящий из шпангоутов и стрингеров. Ах да, чуть не забыл. Ниши шасси для безпридирчивой сборки модели вполне сносно выглядят. Но если хочется сделать более реально, то тогда надо править.

Ниши.
Начал я работу над моделью с исправления ниш шасси. Отрезал всё то подобие, которое там было, и зачистил место так, чтобы торец периметра ниши на плоскости имел масштабную толщину. Изготовил и смонтировал пять пар носков нервюр. Каждая пара отличается по размеру и виду. Информативно отталкивался от Технического описания по Ла-7. Очень полезное пособие. В довесок снабдил ниши кое-какой магистралью гидравлического и пневматического происхождения. Признаюсь, здесь не вдавался в изысканную точность. Сделанная проработка меня вполне удовлетворила.

Фюзеляж.
Здесь проблем было побольше. Для начала интересовало одно мало освещённое в фотографиях место – капоты вооружения. Дело в том, что хороших качественных фотографий того периода с видом на капоты сверху мне не удалось найти. Чертежи давали разрозненную информацию. Поясню, что именно я имею в виду, так как это важно. Изначально Ла-7 планировался с тремя пушками системы Березина (Б-20). И капоты соответствовали этой задумке со смещением узла рояльных петель в правую сторону от оси самолёта по полёту. Но с не доведённостью для него пушек системы Березина (Б-20) вернулись к уже проверенным ШВАК. Но их там с боекомплектом можно было установить только две по принципу Ла-5ФН и его близких предшественников, где этот узел находится точно по центру.
Я сейчас специально заостряю на этом внимание, так как, когда искал «правду» на просторах Интернета, попадал на разные форумы и в том числе с летающими моделями в крупных масштабах. Там эта тема тоже поднималась, но к определённому решению никто нигде не смог прийти. Но всегда находяться грамотне, умные, стремящиеся на помощь люди. Так и случилось. На форуме Scalemodels.ru мне показали достаточно убедительную фотографию вида сверху, правда, музейный экземпляр, на Ла-7 двух пушечный со смещённой рояльной петлёй. Я был очень доволен, что этот вопрос был закрыт, и не надо было кроить модель по-другому.
Огромное внимание пришлось уделить силовому набору фюзеляжа. Для этого я удалил всё, что сымитировала фирма «Эдуард» и, основываясь на графику ТО, приступил к работе над шпангоутами и стрингерами. Шпангоуты были на прототипе из дерева и имели достаточно внушительную толщину. Потому для их производства я использовал не фольгу, а листовой полистирол. Благодаря сечениям, естественно с некоторым пропорциональным уменьшением под толщину обшивки, я смог их быстро и благополучно изготовить. Соответственно и место для канала воздухозаборника осталось, и при этом всё срослось, как хотелось.
Параллельно занимался и соответствующей мелочёвкой. Смонтировал колонку управления совком маслорадиатора, от которой ушла вниз тяга на сам совок, своё почётное место заняли тросики ножного управления РН, идущие через весь фюзеляж, а так же тяги №2 и №3 рулей высоты. Высверлил канал в корпусе воздухозаборника, привёл к масштабной толщине кресло пилота, из фольги сделал бронеспинку и приклеил на место. Из кусочков полистирола приклеил основания для многочисленного оборудования, которое частично дано в травлении, а кое-что пришлось сделать самому. Возможно, не всё перечислил, но старался внутреннее убранство исполнить максимально подробно и точно, даже если и не всё потом будет видно.
Далее склеил половинки фюзеляжа и крыло в единый планер. Всё ошлифовал, а так же убрал лишнее. Имею в виду имитацию металлических панелей обшивки и стяжных лент капота, и места стыка консолей с центропланом. Решил всё это разработать в Фотошопе для переноса потом на фольгу в развёрнутом виде. Это позволило учесть, например, стреловидность передней кромки крыла. Вырезал фольгу и наклеил на модель. Только зализы крыла потребовали аккуратной выкатки по месту с последующей обрезкой лишнего. Фольгу использовал самоклеящуюся. Привёл в порядок и к более реальному виду место стыка стабилизаторов и корневые части рулей высоты. Как и на прототипе обшил это место металлом (фольгой).

Шасси.
По традиции все штоки цилиндров механизма уборки шасси и самих стоек сделал из игл разного диаметра, хотя это и не диковинка, но всё же приближает модель к прототипу. Механизацию уборки маленьких створок, прикрывающих колёса использовал из набора фототравления. Однако пролил эти детали цианокрилатным клеем для придания трубчатого вида. После покраски совсем стало натурально.
Щитки основных стоек шасси сделал, как и обещал, из фольги и оснастил силовым набором. Для этого использовал чертёж из ТО. Правда, выяснилось (не знаю, описывалось это уже где-то), что на фотографиях встречаются щитки трёх типов. Мне сложно описать словами это. Лучше увидеть на фотографиях. Я не нашёл от чего это зависело, но факты на лицо. Я сделал последний.

Кок и винт.
Практически все обзоры дают информацию, что производитель дал неправильный, уродливый кок винта. И что он больше похож на шлем витязя. Могу сказать, что это не так. Я лишь слегка убрал кончик кока, заполировал, и он стал полностью соответствовать прототипу. С лопастями винта совсем проблем не было. Они по форме и толщине вполне хороши и требуют минимальной подготовки для монтажа на модель. Конечно же, после окраски.

Фонарь.
Сейчас мы подошли к главной проблеме модели – фонарю. В виду того, что мне не нравилась не только форма бронестекла на козырьке, но и то, что весь фонарь имеет толщину пластика, искажающую и прикрывающую всю начинку фюзеляжа, я решил его не использовать. Покрутив в руках вакуум формованный фонарь от Pavla models, был разочарован. Они просто сделали копию детали из набора. Оставалось только самому делать давлёный фонарик или пойти по более сложному, но очень интересному способу – из плёнки для печати на принтере.
Похожую технологию я уже использовал, когда работал над Fw190S-8. Сделал развёртку частей фонаря в программе Фотошоп. Этот способ меня очень порадовал возможностью приблизиться внешним видом к прототипу и хорошей масштабностью на модели. Плюс даёт возможность получить не только детали фонаря, но и на обе стороны идеально подходящие маски. Все же без трудностей не обошлось. Трудоёмкой оказалась деталь козырька. Он сложный в изготовлении, однако, мне удалось добиться приемлемого результата и даже бронестекло обвернуть в отдельный переплёт. По окончании работ над моделью я мог уверенно сказать, такой фонарь – это реально

Покраска.
Покрасил модель в два цвета - АМТ-7(низ) и АМТ-11(верх). На этапе выбора прототипа стоял перед дилеммой - сделать машину или обычную, никому не известную строевую машину, каких было сотнями и нигде в кадр они не попали для детального рассмотрения. Только однозначно уже решил, что это будет не камуфлированный вариант. Уж очень прототип красивый. Изящные у него формы. Обводы выведены до совершенства в его семействе. Машина Алелюхина мне очень импонировала. Декаль тоже давала такую возможность. Я даже основную окраску уже подготовил. Но в последний момент мне попалась фотография где очень чётко видны под крыльевыми воздухозаборниками пылевые фильтры. Значит, вопрос решился сам собой – это будет обычная строевая машина.
Решил красить красками АКАН. Краски не подвели. Работать с ними одно удовольствие. Сохнут быстро, ложатся ровно. После покраски сделал высветление на основе очень, очень разведённой светло-серой, почти белой краской Ганза. Далее лак, декали, тонировка, ещё закрепляющий лак. Кстати лак тоже АКАН. Он тоже изумительный в работе и даёт желаемый результат.
Звёзды и номера нанёс по стандартной схеме окраски того периода. Благо в декали от «Эдуарда» с этим проблем нет. Комбинируй, сколько хочешь.

Список проделанных работ.
Хочу сказать, что все поставленные задачи перед собой я выполнил.
Расскажу о моментах доработки модели.
1) Полностью изменил ниши шасси: изготовил лонжерон, пять пар носков нервюр, добавил короба воздуховодов и кое-что из гидросистемы.
2) Доработал стойки шасси: из фольги изготовил щитки правильной формы, добавил тормозные шланги, штоки пневмо амортизаторов из игл, крепление шитиков к стойке.
3) Установил между щитками основного шасси трубку ПИТО, а так же на консоли доработал ПВД иглой соответствующего диаметра.
4) Колёса на всех стойках заменил на резиновые от "Эльф"
5)Высверлил канал воздухозаборника маслорадиатора и придал передней кромке масштабную толщину. Совок маслорадиатора заменил на травлёный.
6)Заменены стойки антенны. Растяжка антенны приведена к соответствию с фотографиями.
7)Установил стекляшки АНО на консолях и РН.
Доработал кок винта, лопасти винта, жалюзи.
9)Установил патрубки из трубочек от Модел Поинт.
10)Практически вся металлическая обшивка из фольги.
11)Установил солдатики и убрал толщину задней кромки крыла.
12)Доработана кабина пилота.
13)Изготовил фонарь из плёнки. Сдвижная часть фонаря может быть в открытом и закрытом положении.



Категория: Авиация | Добавил: Thunderbolt (01.01.2010) | Автор: Сергей Крыжановский
Просмотров: 3074 | Рейтинг: 3.6/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2017