МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Авиация

Непростая "Аннушка"
Непростая "Аннушка"

Ан-2, Valom, 1/48


Когда в прошлом году появилась «в пластике» долгожданная модель Ан-2, сначала у «Валома», а следом за ней и у «Билека», то возник вопрос: какая же из этих моделей лучше (ведь до них единственной альтернативой была смоляная модель «НеОмега»). «М-Хобби» проявил заинтересованность в сравнительной сборке этих моделей. «На руках» у меня уже была модель «валома», поэтому решил попробовать написать рецензию («Билек» собирал Сергей Дуленко).
Перед сборкой решили проверить, насколько модель соответствует чертежам. Были распечатаны чертежи из «АиВ». Сравнение с ними показало, что данная модель не попадает в них совершенно. Перепиливание не входило в мои планы, поэтому решил собирать, как есть, с исправлениями и доработками по ходу сборки.
an 6 an 7 an 8 an 9
При более подробном рассмотрении и сравнении пластика «валом» с фотографиями «неомеговской» модели, стали закрадываться мысли об их прямом «родстве». Похожая клепка, членение, неправильное расположение двери салона и т.д… Но «неомега» появилась гораздо раньше… :) (Но я ничего НЕ утверждаю, так, МИСЛИ..:))

Сборку традиционно начал с кабины. Здесь меня ожидал первый сюрприз. Если склеить все так, как предлагает инструкция, то пилоты будут сидеть практически на полу, не видя приборов и не дотягиваясь до педалей!
Чтобы приподнять сидения над полом, вклеил небольшие кусочки полистирола, педали же наоборот, слегка обрезал. Приборная панель, если ее вклеить по инструкции, будет находиться в самом конце кокпита, сразу за двигательной перегородкой. Поэтому, немного поразмыслив, решил ее пока не клеить, а отложить, пока не будет склеен фюзеляж, чтобы по месту примерить с фонарем.
Кабина у Ан-2 достаточно хорошо просматривается, поэтому решил ее оживить, насколько это возможно. В уже окрашенную приборку вклеил шкалы приборов, оставшиеся от какой-то модели. На кресла пилотов из малярного скотча были изготовлены подушки, а затем приклеены ремни, которые шли в наборе.
Дверь в пассажирский салон дана отдельной деталью. После небольшой доработки (высверлил отверстие, а затем вклеил иллюминатор,) я ее приклеил в открытом положении. К несомненным достоинствам модели нужно отнести наличие интерьера пассажирского салона. Он конечно далеко не полный, но доработать его будет гораздо проще, чем изготовить заново.
Открывать грузовую дверь не входило в мои планы, поэтому наклеив на перегородку между пассажирским салоном и кабиной пилотов пару деталей, имитирующих радиостанцию, и приклеив сиденья в салоне решил - хватит.
an 17 an 10 an 11
После покраски и тонировки деталей интерьера и половинок фюзеляжа (красил, сверяясь с фотографиями,) вклеил иллюминаторы. Стеклышки встали на места отлично, держались на трении. Капелька «футуры» в каждый иллюминатор помогла надежно закрепить их на месте.
Пришло время собирать фюзеляж. Верхняя половинка фюзеляжа сошлась относительно неплохо, а вот с нижней пришлось повозиться. Когда, в конце концов, фюзеляж был склеен, увидел, что линии расшивки относительно друг друга ушли где-то на 1,5-2мм.
an 15 an 16
Пока просыхал фюзеляж, решил доработать двигатель, В идеале нужно было заменить его на смоляной, но у продавцов афтермаркета в наличие не было, а ждать неизвестно сколько - не захотел. Поэтому пришлось дорабатывать то, что лежало в коробке.
Вырезал пластик межу цилиндрами, из булавок сделал толкатели, из тонкой проволоки свечную проводку, из подходящего по диаметру провода коллектор, добавил кой-какую мелочевку, окрасил, тонировал -и вот, двигатель готов! Затем склеил капот из двух половинок, вклеил туда движок, и отложил в сторонку.
an 13 an 14
Следующим этапом была сборка крыльев. Склеив нижние, зашпаклевал места для посадочных фар (в дальнейшем в шпаклевке высверлил углубления и вклеил фары «Эльф»). Склеил верхние. Пока они сохли, примерил предкрылки по месту.
Оказалось, что они короче где-то на 1,5мм. Ничего страшного! Полистирол толщиной 1мм поможет решить эту проблемку! Вклеиваем по кусочку на каждом крыле, а лишнее обрезаем. Да, чуть не забыл отнести к немногочисленным плюсам этой модели отлитые отдельно от крыла предкрылки (если бы их еще и аккуратно сделали !).
an 12 an 18
К этому времени хорошо просох фюзеляж, можно было продолжить работу с ним. Если расшивка на верхних и боковых поверхностях достаточно тонкая и аккуратная, то снизу она больше напоминает канавы -настолько она широкая. Поэтому снизу фюзеляжа она шпаклевалась и шкурилась безжалостно. (Шпаклевка и наждачная бумага различной зернистости должны быть всегда под рукой у того, кто надумает собирать эту модель. Не было практически ни одной детали, которую бы не приходилось подгонять по месту).
Вышкурив более или менее фюзеляж, приступил к наиболее сложной операции на этой модели - пристыковке верхнего крыла к фюзеляжу. По инструкции на фюзеляж наклеиваются два зализа а затем на них к фюзеляжу приклеиваются крылья по отдельности. В теории, оно так и должно было быть, но вот на практике…
an 20 an 21
Первая попытка приклеить цельное верхнее крыло (я самонадеянно склеил правое и левое крылья, проклеив для жесткости место стыка тонким полистиролом) закончилась неудачей. Посадочное место на фюзеляже оказалось гораздо уже посадочной площадки у крыла. Поразмыслив, разобрал цельное крыло на две части, сделал чуть уже по местам стыков. На фюзеляже вырезал фрагмент посередине (на всякий случай), чтобы ничего не мешало. После долгих примерок и подрезаний крыло было вклеено, и оставлено на просушку.
Щелей конечно избежать не удалось, но я надеялся, что смогу победить их с помощью шпаклевки. После пары дней перерыва взялся за шпаклевание. Затянулось оно на долгих пять дней. Каждый день я шкурил, а затем снова накладывал новый слой шпаклевки. На следующий день процедура повторялась. И так до тех пор, пока результат меня не удовлетворил. После этого приклеил подкосы и установил нижние крылья .По сравнению с верхними, они стали легко- немного подшкурил, немного подшпаклевал, в общем управился за два вечера.
an 22 an 23
Вторым по сложности этапом можно назвать установку фонаря. Вообще-то, фонарь сделан совершенно неправильной формы, какой-то приплюснутый, со скошенной передней частью «истребительного» типа.
Мысль о переделке/замене его не оставляла меня с момента начала работы над моделью. Когда дошла очередь до него, начал примеряться, что бы с ним сделать. Мало того, что он, мягко говоря, не очень хорошо садился на предназначенное ему место, так он еще и искажал внешний вид модели. Повертев его и так и сяк, и поняв, что ничего с ним не смогу сделать, приуныл. Коллеги презентовали фонарь от вышедшей к тому моменту модели «Билек». Примерил его, а вдруг…
Чудес не бывает, фонарь «Билека», несомненно правильный по форме, установить без коренной переделки фюзеляжа не удастся. Поняв, что другого выхода нет, как только клеить родной фонарь, занялся его облагораживанием.
Забегая вперед скажу, что когда работа над моделью уже подходила к концу, на сайте «Валом»появилась информация о выходе новых моделей Ан-2 с фонарем исправленной формы, и что они бесплатно вышлют правильный фонарь тем, кто приобрел ранние наборы с неправильным. Где ж вы были раньше!
У меня модель была уже полностью окрашена, и находилась на финальной стадии! Ради спортивного интереса написал на указанный на сайте адрес, и на следующий день получил ответ, что да, мы готовы вам выслать новый фонарь. Я сначала отказывался- куда он мне теперь, но г-н Ломитцкий(?) оказался настойчив, и я сообщил ему свой адрес. Через 10 дней посылка с новым фонарем была у меня уже на руках.Он оказался гораздо лучше, чем предыдущий, правильный по форме (потом я его подарил приятелю, который также приобрел «валомовский» Ан).
an 46 an 47
Но вернемся к нашим баранам, или, как его там, фонарю! Первым делом закрыл масками сам фонарь, затем при помощи малярного скотча отделил то место на верху фонаря, которое должно быть непрозрачным (У « Валома» там воспроизведен переплет). Затем наждачной бумагой средней зернистости аккуратно этот самый переплет сошкурил.
an 19
Внутри приклеил сделанные самостоятельно ручки аварийного сброса фонаря и солнцезащитные козырьки. Примерив фонарь по месту, наконец-то понял, как изготовить козырек над приборной панелью. Сделал его из тонкого пластика (стаканчик из-под сметаны), приклеил на него изготовленный ранее из тонкой медной трубочки обдув стекла, загрунтовал и окрасил интерьерным цветом. Вклеил его вместе с приборной панелью на место, приклеил вентиляторы, добавил из старых запасов кое какие приборы и, критически оглядев кабину, решил - хватит!
an 25
Фонарь склеивается из трех деталей – одной большой (верхние боковые и лобовые стекла) и двух небольших боковых нижних панелей. Вот это все и нужно было собрать в одно целое.
Сборку производил в два этапа: сначала приклеил собственно сам фонарь, затем приклеивал нижние панели, стараясь чтобы щели между ними получились минимальными. ( Клеил все на «Супер Момент гель», который не дает «инея» на прозрачных деталях и оставляет время на коррекцию приклеиваемых деталей).
Совсем без щелей обойтись не удалось – между прозрачными деталями щель местами достигала 1мм, а между фюзеляжем и фонарем –до 2 мм!
an 24
Щели затем зашпаклевал «тамиевской» серой шпаклевкой, близкой по цвету к интерьерному цвету и зашкурил, стараясь не залазить на прозрачные детали. Капот с уже вклеенным двигателем встал на место очень хорошо – щели практически не было.
Выхлопной коллектор с кожухом отлиты одной деталью из смолы. Примерка ее по месту показала, что без распиливания приклеить ее не получится. Поэтому распилил ее на две части –одну приклеил на капот, вторую, которая должна крепиться на фюзеляже, на «сухую» подогнав по месту, решил приклеить после покраски.
an 26 an 27
Горизонтальное оперение с подкосами встало на свои места без проблем. Закрылки с элеронами по идее должны держаться на специальных рычагах. Но приклеить их так вряд ли кому-нибудь удастся, поэтому рулевые поверхности я приклеил к крыльям, а затем уже приклеил сами рычаги.
Крупноузловая сборка была закончена, можно было переходить k грунтовочно -покрасочным работам. После задувки модели первым проявочным слоем грунтовки (Mr Surfaser 1000,) который выявил мелкие недостатки шпакевания, подкорректировал расшивку.
В некоторых местах исчезнувшую во время вышкуривания расшивку пришлось нарезать заново. По верху фюзеляжа скрайбером была нарезана сетка, которую видно на многих фотографиях реальных Ан-2.
Еще раз подшпаклевал проблемные места и, после еще одного слоя грунтовки, всю модель прошкурил наждачной бумагой зернистостью 1500. Затем - финишный слой грунта (Mr Base White 1000), полировка всей модели, и можно было переходить собственно к покраске.
Из предложенных производителем двух вариантов окраски («чех» и «немец») ни один меня не вдохновил. Хотелось чего-нибудь «нашего», родного. Из всех вариантов, в которые красились Ан-2, больше всего мне всегда нравилась окраска самолетов ПАНХ –голубые крылья с красными законцовками и бежевый фюзеляж (наверное, ностальгия по детству -ведь именно таким был первый самолет, увиденный мною вблизи). Поэтому и решил красить в такой вариант.
an 28 an 29
Окраска происходила в несколько этапов. Сначала окрасил капот и горизонтальные поверхности голубым, который получил смешиванием нескольких цветов красок MrHobby(ни один из оттенков голубого у производителя меня не устроил).
Затем покрасил законцовки красным. Потом все окрашенные поверхности тщательно закрыл масками из малярной ленты 3М. Фюзеляж красил цветом Sail Color. После этого снял маски с крыльев и накрасил черным антибликовую полосу перед кабиной и дорожку наверху фюзеляжа, выкладывая маски из того же скотча 3М. (Попутно окрашивалась в нужные цвета мелочевка). После окраски модели отполировал ее и задул ее глянцевым лаком. Теперь можно было клеить декали.
Еще перед покраской, когда встал вопрос о выборе варианта, возник вопрос: а где брать декаль с советскими вариантами? Решить эту задачу взялся Сергей Дуленко, который тоже собирал модель Ан-2. Им была разработана, а затем и напечатана декаль, включающая в себя 12(!) вариантов окраски «аннушки» (СССР, Россия, Украина). Декаль удалась на славу! Богатейший выбор вариантов и подробнейшая «техничка» вряд ли оставят равнодушным кого-нибудь, кто захочет точно воспроизвести облик этого знакового самолета!
an 30 an 31 an 32 an 33
Мне достался самый первый экземпляр декали, которую мне и предстояло опробовать. Декаль не подвела, отлично облегала поверхности даже без применения спецжидкостей, ни разу не порвалась даже на самых больших участках! После того, как декаль просохла, закрыл ее еще одним слоем глянцевого лака.
Смывку решил делать масляными художественными красками, разбавленными бензином для зажигалок. Смесь черной и коричневой красок «ладога» при помощи широкой кисти нанес практически на все поверхности модели.
После высыхания тщательно вытер излишки сухой салфеткой и задул модель тонким слоем полуматового лака. Смывка приглушила основные яркие цвета, но для полной имитации машины, изрядно полетавшей, этого было недостаточно.
Для имитации выгоревшей краски я использую краску MrHobby Off White. Для этого я ее очень жидко развожу и задуваю верхние и боковые поверхности уже практически готовой модели тонким слоем. Здесь главное чувство меры, а то вместо модели самолета, краска которого выгорела на солнце, можно получить модель самолета, который много лет простоял под открытым небом!
После высветления поверхностей, чтобы приглушить блеск, задул всю модель тонким слоем матового лака. После этого снял маски с прозрачных деталей.
Оставалось решить еще одну проблему: из чего сделать расчалки, ведь у настоящего самолета они плоские ! Были опробовано несколько вариантов -от лески, до зубной нити. Вариант решения подсказал Сергей Дуленко - упаковочные мешки для сахара сплетены из полимерных узких лент. А что если попробовать распустить их на узкие полоски нужной ширины..? Попробовал - получилось!
Для того, чтобы надежно их закрепить по месту, насверлил в нужных местах тонким сверлом отверстий, в которые и вклеил суперклеем расчалки. Затем приклеил стойки основного шасси с подкосами и различную мелочевку, вилку крепления хвостового колеса обрезал и переклеил не так, как предполагается в наборе, заодно заменив и хвостовое колесо, найдя более подходящее по форме в запасниках.
Окончательный этап-изготовление дворников на стекла, натяжка антенны, приклейка колес основного шасси под правильным углом и установка уже окрашенного винта. Последний штрих - припылил колеса пигментом MIG Russian Earth – и все, модель готова!
an 37an 38an 40an 41
an 42an 43an 44an 45
В качестве подставки использовал круглую рамку, приобретенную у художников. В нее была вклеена круглая основа с наклеенной травой «Пико».
Для оживления картинки использовал две фигурки: одна из набора ИСМ «американские пилоты и техники», вторая металлическая, которая входила в подарочный набор Хасегавы «Все модификации Зеро». В оригинале это был японец в кепи с фотоаппаратом (пришлось слегка поработать надфилем над его головой.) Бочки самодельные, канистра из запасников (тоже из какого-то набора ИСМ).
an 34an 35IMG 04456
P.S. Оглядываясь назад, ведь модель была закончена еще восемь месяцев назад, понимаю, что все «мучения» со сборкой были не напрасны, результат того стоил..:)
Категория: Авиация | Добавил: dora (17.07.2011) | Автор: Евгений Евтушенко
Просмотров: 3369 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 3
1  
Мучения были не напрасны!
Замечательная работа!
"Художественная составляющая" работы очень понравилась!

2  
Очень понравилось!Отличная работа!
Реалистично,аккуратно и классно!!!
Аппарат целой эпохи-сделан достойно.Силы потрачены не зря.

3  
Спасибо! biggrin
Я старался... cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2017