МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Авиация

ФИНСКИЙ ТРОФЕЙ
ФИНСКИЙ ТРОФЕЙ
Морской ближний разведчик МБР-2бис
Часть1


Масштаб 1:72 Производитель: "AVIA - Model Group Dnieper", Украина

С авиацией Финляндии я впервые познакомился в далеком 1993 году и меня, как и всех, кто занимается данной тематикой, перво-наперво поразила невероятная разношерстность самолетного парка ВВС этой страны. На мой взгляд, эта особенность и является своеобразной "изюминкой" "Suomen Ilmavoimien" (Финские ВВС). Объем литературы и различной информации о "Suomen Ilmavoimien" с годами рос и, в итоге, тема финских самолетов времен Второй мировой в моделизме стала для меня основной. А как же "стране тысячи озер" без гидроавиации? В основном финны использовали в качестве гидросамолетов поставленные на поплавки самолеты наземного базирования (за исключением, пожалуй, гидропланов НЕ-59 и НЕ-115А). Но были у финнов и летающие лодки. Это были трофейные советские Ш-2 и МБР-2 (была, также, лодка LeO 246, но летала она с немецкими опознавательными знаками).

Модель

  Точно не помню когда я стал "счастливыми обладателями" модели МБР-2 в масштабе 1/72 от украинской группы энтузиастов под названием "Model Group Dnieper", но было это где-то в 2002 – 2003 гг. Досталась мне эта модель просто "насыпом" в полиэтиленовом кулечке без каких - либо намеков на коробку.
  Как "театр начинается с вешалки", так и модель всегда начинается с инструкции по сборке. Хотя собираю модели в основном не по инструкции, всегда интересно взглянуть на сей документ. По моему мнению, качество и оформление инструкции сразу передает отношение разработчиков и производителя конкретной модели к потенциальным покупателям. Данная инструкция состояла из 3-х листов формата А4 качества ксерокса, но с полной информацией: исторической справки, расположения деталей на литниках, вполне понятных рисунков по сборке, вариантов окраски (аж 14 вариантов). Инструкция содержала даже фотографии некоторых прототипов, правда очень плохого качества. Все тексты и пояснения давались на двух языках: русском и английском – с явной претензией на зарубежных моделистов. Особо приятным моментом стало то, что инструкция давала целых пять вариантов окраски МБР Финских ВВС. Словом, вполне сносная инструкция.
  При взгляде на литники деталей настроение начинает меняться в худшую сторону. Отливка напоминает технологию "Short run" и этим все сказано (кто собирал "Amodel", тот поймет). Большое количество "утяжин" и "облоя", стыкуемость деталей под большим вопросом – одним словом, модель явно не для начинающих. Но литник со стеклом оказался очень аккуратным, чистым и прозрачным - как говорится, спасибо и на этом.   Декаль также на вид казалась очень даже приличной. Правда, воспользоваться ею не довелось: друг из Финляндии попросил послать ему такую же модель и, был приобретен МБР №2, только уже в коробке от "Eastern Express", где качество литья было то же, но модель явно оскудела на варианты окраски, а финские вариации так и вовсе исчезли. Поэтому, в "Страну тысячи озер" послана была своя декаль и, следовательно, о ее качестве ничего сказать не могу.
  Что ж, первое впечатление от модели МБР было не очень, но ради модели редкого самолета можно и попотеть. Однако потеть пришлось много и обильно…настоящая финская сауна с элементами мазохизма. Зато есть что вспомнить!

Сборка

Сборка модели получилась в два этапа. Первый подход к "снаряду" был по прошествии года после покупки. Однако, хватило терпения в первый раз только на сборку фюзеляжа и крыла.
  Фюзеляж С точки зрения конструкции самолета членение фюзеляжа было выбрано удачно, он состоял из двух боковых поверхностей, днища, носовой и хвостовой верхних частей. Центральная часть фюзеляжа была заодно с центропланом крыла. Собрать фюзеляж оказалось непросто. Сначала соединил боковые половинки, затем установил пол кабины пилотов, а в хвостовой части поставил перегородку из полистирола шириной днища в этом месте минус толщина пластика боковых половинок. Только после этого конструкция приобрела хоть какую-то жесткость. Поставить днище было сущим мучением – оное имело неестественную кривизну, видимо, вследствие остаточных напряжений при отливке, стык боковин и днища местами не совпадал по конфигурации, а положение реданов днища не совпадало с соответствующими местами боковин, образуя щели величиной до 1мм. Устранял этот недостаток путем проклейки днища с боковинами поэтапно: сначала от кормы до заднего редана, затем межреданное пространство и, наконец, от первого редана к носу. Сначала прихватывал в нескольких местах суперклеем, затем следовала проклейка полистирольным клеем Revell "Contacta professional" с использованием струбцин и маленьких тисков. Верхние части фюзеляжа также подходили весьма условно. Все стыки шпаклевались.
  Крыло Собрав консоли крыла, не без проблем соединил их с центропланом, выдержав положенный угол V-образности в 5 град. Сверил полученное крыло с чертежом из "Моделиста-Конструктора" и…: крыло оказалось на 10мм длиннее по размаху относительно чертежа. Решение - пилить, резать и укорачивать, но все же сначала перепроверив масштабность по геометрическим данным оригинала из таблицы в том же журнале.
Оказалось, что размер совпадает: 264мм соответствует 19м в 72-м масштабе, просто чертеж попался подгулявший. От сердца отлегло, но это были только цветочки.
  Приставив крыло к фюзеляжу, обнаружилось, что оно абсолютно не стыкуется. Мало того, что фюзеляж был уже, примерно, на 4мм, профиль нижней части крыла совершенно не соответствовал профилю зализов, отлитых на фюзеляже – на середине хорды ступенька достигала 1,5мм.   На этом "запас прочности" иссяк, и я принял решение отложить работу над МБР на некоторое время. В то время подвернулись более интересные и срочные работы по покраске и сборке моделей для друзей и на заказ, и застой в деле МБР затянулся на несколько лет.
  Наконец, осень прошлого года решил все-таки закончить этот "долгострой".
  Продолжение начал с установки крыла на фюзеляж. Выточил некое подобие клиньев из бальзы в форме нервюр и вбил их внутрь крыла для того, чтобы выгнуть нижнюю часть крыла и уменьшить ступеньку с зализами фюзеляжа. Приклеил крыло к фюзеляжу. Щели между фюзеляжем и нижними поверхностями крыла заделал пластиком соответствующей толщины и положил шпаклевку. Еще ни на одной машине не укладывал столько шпаклевки – поверхность центроплана снизу имела местами серьезные ямы, особенно в носке крыла, где профиль отсутствовал "как таковой" полностью. Шпаклевку использовали "Tamiya Putty" - она годится для заделывания серьезных ям и щелей, не дает большой усадки. Эта шпаклевка быстро схватывается, что позволяет вести работы рядом с замазанным участком, не боясь нарушить слой шпаклевки. Обрабатывать ее можно начинать уже через несколько часов после нанесения. "Tamiya Putty" легко обрабатывается, но создает довольно твердое покрытие, что позволяет вести расшивку по шпаклеванным участкам, в отличие от рассыпающихся аналогов типа: "Revell Plasto" и шпаклевки отечественного разлива фирмы "Хобби".   Одновременно с центропланом зашпаклевал все "утяжины" и вмятины на фюзеляже. На обработку всех шпаклеванных мест ушло два дня. В итоге, получилось весьма убедительно – стык крыла с фюзеляжем приобрел свою законную форму, и левая поверхность фюзеляжа в районе кабины и задней турели перестала быть в виде шифера.

МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72

Элероны и посадочные щитки ставятся отдельно. На МБР-2 элероны были двухсекционные, модель дает цельные. Так что, надо либо разрезать, либо имитировать стык секций. Было выбрано второе. Кронштейны навески элеронов имели совершенно невнятную конфигурацию и толщину примерно в 1мм. Они были срезаны и заменены самодельными из пластика и алюминиевой фольги. Посадочные щитки абсолютно не подходили к своим местам и, честно говоря, выглядели ужасно, клепка на них была выполнена неаккуратно и местами - то внутренней, то наружной. Их пришлось выбросить, поскольку доработка заняла бы больше времени, чем производство новых. Щитки были вырезаны из алюминиевой фольги, клепка имитирована шестеренкой от часов.

МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72

  Подкрыльевые поплавки не вызвали затруднений. Каждый поплавок оснастил тремя круглыми лючками по чертежу.
  Ленты, прикрывающие стык консолей с центропланом не понравились. Они были спилены с крыла и заменены алюминиевыми.
  МБР-2 мог нести на внешней подвеске под крылом от 200 до 500кг бомб. Модель дает подвеску двух ФАБ-250, но я решил оснастить "свой" МБР бомбодержателями (спаянными самостоятельно из проволоки подходящего сечения) для подвески восьми 50-ти килограммовых бомб, сами бомбы подвешивать не стал.
  Хвостовое оперение Стабилизатор дается не отдельными консолями, а цельной деталью, поэтому он ставится в прорезь киля и, естественно, у носка стабилизатора образуется щель, которую надо заделывать. Киль имел большую толщину, чем ответная часть фюзеляжа, и поэтому с помощью "Tamiya Putty" пришлось исправлять этот дефект. Подкосы стабилизатора необходимо доработать усиливающими горизонтальными стойками. Делал их из тянутого литника.

МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72


  Двигатель Раскрой капотов на двигателе отсутствовал полностью, его пришлось сделать самостоятельно. Двигатель доработан заливной горловиной, рояльными петлями верхних створок капота. На выступающие из капота головки блоков цилиндров двигателя установлены крышки из алюминия. Высверлены выхлопные патрубки.
  Стойки двигателя имели довольно серьезные "утяжины", их надо было шпаклевать и, фактически, вытачивать заново. Родные задние стойки заменены на самодельные из тянутого литника.
  На фотографии прототипа хорошо видно, что самолет оснащен трехлопастным воздушным винтом, хотя стандартным винтом для МБР с двигателем М-34 считается двухлопастный. Трехлопастный винт был взят с "Нововского" "Бленхейма". Oн по диаметру совпадает с советским винтом ВИШ-2, который применялся с двигателями М-103 на бомбардировщиках СБ и на тех же МБРах, но лопасти имеют несколько другую форму.

МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72

  Разное Фонарь кабины пилотов, конечно, также не ставился. Пришлось подтачивать фюзеляж для плотного прилегания козырька фонаря. К имеющейся мелочевке фюзеляжа добавились крышки, закрывающие узлы крепления съемного шасси, причальные серьги в носу, поставили усиливающие ленты скуловых лонжеронов.
  На фотографии прототипа видно, что на передней турели установлена кинокамера. Не имея представления, как выглядит эта кинокамера, решили на переднюю турель ничего не ставить. Заднюю турель оснастили пулеметом ШКАС, взятым из набора СБ-2М-100 от "ICM" и доработав его прицелами.


МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72

  Следует отметить как достоинство этой модели - наличие подставки. Даже Revell для огромного BV-222 "Viking" не предусмотрел эту важную деталь.
  В целом, на сборку МБР-2 времени ушло примерно два с половиной месяца с учетом обоих подходов. Но, не смотря на многочисленные проблемы со сборкой этой модели, машина получилась.


МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72
МБР-2 1/72

Сергей Початовский ака "Suomi"
г. Харьков, Украина
Категория: Авиация | Добавил: Admin (19.12.2008) | Автор: Сергей Початовский ака "Suomi"
Просмотров: 2905 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2024