МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Авиация

ФИНСКИЙ ТРОФЕЙ
ФИНСКИЙ ТРОФЕЙ
Морской ближний разведчик МБР-2бис
Часть 2


История и прототип

  Финны захватили в общей сложности пять МБР-2 различных модификаций (некоторые с моторами М-17, другие с М-34) в период с 24.06.41 по 16.02.42. Все они были в плохом состоянии, поэтому имели довольно ограниченное применение. Самолеты привлекались для ближней разведки и поисковых операций в Ботническом и Финском заливах и для выполнения специальных задач, таких как сброс листовок в районе Ладоги. В финской авиации самолеты получили обозначения VV-181 – VV-185 и состояли на вооружении эскадрилий LeLv6 и LeLv15.
  В качестве прототипа для модели был выбран МБР-2М-34 “VV-182” из LeLv15, запечатленный на фотографии во время ремонта на озере Хойтияйнен около Йоэнсуу 21 сентября 1941 года. Этот самолет был обнаружен дрейфующим в Финском заливе около Хаапасаари 20 июля 1941г.
  На фото видно, что самолет имел оригинальный, необычный для финских самолетов камуфляж. История этой окраски, видимо, такова: в советской авиации до войны машина совсем не имела камуфляжа и была полностью серебряной. С началом боевых действий ее покрыли наспех светло- зеленой или цвета морской волны краской, но серебряный цвет по-прежнему хорошо проступал из-под нового покрытия. Финны во время ремонта добавили свой элемент – пятна темно-зеленого цвета FS34102 по стандартной финской схеме. Машина получила финские опознавательные знаки в шести позициях, элементы быстрой идентификации для самолетов “Оси” и союзников на Восточном фронте – полосу желтого цвета на фюзеляже шириной 500мм (были введены 18.06.41г.) и окраску желтым законцовок крыла снизу на 1/3 консоли (введены 31.07.41г.). Номер VV-182 - черный, высотой ½ высоты свастики фюзеляжного знака.

Окраска

  В первую очередь машина была полностью покрыта грунтовкой “Tamiya Surface Primer”. Грунт задувался из аэрографа в два слоя. Эта грунтовка отлично держится как на пластике, так и на металле, что немаловажно при последующей окраске нитрокрасками. Затем МБР красился в базовый серебристый цвет. Краска – эмаль Revell №91 Silver. После укладки серебрянки, модель слегка отполирована кусочком войлока для придания поверхности незначительного блеска. После этого была накрашена желтая полоса на фюзеляже краской Revell №15 Matt Insignia Yellow.
  Для последующего нанесения камуфляжа полоса закрывалась масками из бумаги и “стоп-колором”. Сразу же, еще до нанесения камуфляжных цветов, “стоп-колором” были обозначены места будущих сколов краски до базового цвета.
Следующий этап – нанесение камуфляжа. Для полупрозрачного светло-зеленого цвета были опробованы различные методики и технологии окраски: это и “сухая кисть” акриловой Хобби АМ52 зеленый и маслом Гамма 502 “Русская зелень”, пастель на растворителе. Все опробовалось на “образце – свидетеле” - старом крыле от минского У-2, к слову, это крыло всегда выступает “подопытным кроликом” при проведении подобных операций. Короче, ни один метод не давал нужного результата, ведь краска, нанесенная кистью или, скажем, веником, в 72-м масштабе выглядит неоднородно на поверхности самолета, а отдельные мазки практически неразличимы. Поэтому данный элемент окраски был создан с помощью аэрографа сильно разведенной краской Revell №361 Matt Marine Green.
  Темно – зеленый финский камуфляж нанесен краской Revell №65 Matt Dark Green также аэрографом без масок “от руки”. Консистенция краски и отстройка аэрографа в этом случае подбирались экспериментально для получения наиболее тонкого факела распыления. Далее были окрашены желтым законцовки крыла снизу. Мотогондола в сборе с подкосами, воздушный винт, бомбодержатели, турели и другие мелкие детали красились отдельно.
  Фонари окрашены серебрянкой из аэрографа. Маски для прозрачных частей фонаря – медицинский клей БФ-6. Метод нанесения прост: сначала весь фонарь покрывается клеем, после высыхания клея переплет фонаря прорезается лезвием и пленка клея с переплета удаляется, фонарь окрашивается нужным цветом, а затем удаляются пленки клея с прозрачных частей. Этот метод тем хорош, что позволяет получить идеально ровный переплет фонаря. Следует отметить, что клей БФ-6 не всегда безопасен для фонаря, он может оставлять после себя белесые разводы, которые ничем нельзя удалить, кроме полировки. Это зависит и от состава пластика, который не всегда одинаков, и от старости самого клея. Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо сначала проверить безопасность метода на какой-нибудь ненужной прозрачной части из этого же набора. И еще: краска для фонаря не должна быть слишком жидкой и пленка клея не должна быть слишком тонкой, иначе растворитель краски разъест маску и фонарь будет испорчен. Желательно клей наносить в два слоя: первый – ждем до высыхания – накладываем второй. Но все это справедливо, конечно, при использовании нитрокраски.
  При окраске использовалось следующее оборудование: аэрограф производства АО “Завод ЭТОН”, компрессор Revell Gamma.

Тонировка и окончательная сборка

  После сборки вся поверхность модели была обработана грязным растворителем из аэрографа для приглушения камуфляжа. Лишний блеск нейтрализован полуматовым нитролаком.
  После удаления “стоп-колора” с мест сколов краски, последние подкорректированы кистью. Самолет был полностью деревянным и, к тому же, финны его не слишком “гоняли”, поэтому поверхность крыла не должна иметь каких-либо потертостей и других дефектов. Была сделана лишь легкая обветренность передней кромки крыла серебряной “сухой кистью”. Нижняя часть фюзеляжа и скулы обработаны смесью черного, асфальтового и темно-серого пастельных мелков на растворителе, поскольку на базе гидропланов у берега наверняка имеют место проливы топлива, масла и др., следовательно, вода далеко не чистая и все эти “нечистоты” прилипают к фюзеляжам самолетов. Расшивка киля и мотогондолы обработана масляной “жженой умброй” методом “заливки”. Нагар на выхлопных патрубках – черная пастель на воде.
  Финские опознавательные знаки – декаль “Eastern Express” 1/72 MS-406C-1. Номер VV-182 – сухой переводной шрифт АВС №21. Окончательная сборка заключалась в установке трубки Пито, ветрогенератора, турелей, фонарей и мотогондолы с винтом. На фонаре кабины сделаны петлевое соединение откидной части и поручень для ее закрытия. Расчалки между подкосами мотогондолы – капроновая нить. Аэронавигационные огни из набора фирмы “Зенит”.

  Вот и все. Получилась неплохая модель. Финский МБР занял достойное место в коллекции финских самолетов времен Второй мировой. Надеемся, это описание поможет тем, кто решится собирать эту непростую модель незнаменитого, но все же, очень красивого и неординарного самолета МБР-2.

Литература:
  • Чертежи – “Моделист-Конструктор” (год, к сожалению, стерся из памяти),№1, “Крылья Родины”, 1991, №8, “Авиация и Время”, 2004;

  • К.-Ф. Геуст. Тайны продолжительной войны (Трофейные советские самолеты в финских ВВС)//Авиация и космонавтика.-1997.-№11-12.-С.29.

  • K. Keskinen, K. Stenman, Finnish Air Force 1939 – 1945// Squadron/Signal publication, cat. num. 6073;
  • K. Keskinen, K. Stenman, Warpaint/ Suomen Ilmavoimien Historia №23// Ita-Uudenmaan Paino Loviisa, 2003

  • МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72
    МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72
    МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72 МБР-2 1/72

    Сергей Початовский ака "Suomi"
    г. Харьков, Украина
    Категория: Авиация | Добавил: Admin (19.12.2008) | Автор: Сергей Початовский ака "Suomi"
    Просмотров: 2785 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    0
    1 Евгений   [Материал]
    Замечательная модель! Замечательная статья!
    Слов нет - одни положительные эмоции! biggrin

    С уважением,
    Евгений


    0
    2 gosha   [Материал]
    Супер! Автор - молодец.
    Особенно удались, на мой взгляд, погодинг и обтрепинг smile - бомба!

    С уважением,
    Игорь


    0
    3 Greif   [Материал]
    Отличная модель! Отличная статья!
    Отдельное спасибо за вот эту строчку - Аэронавигационные огни из набора фирмы “Зенит”. просто бальзам на душу! smile cry smile

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MikroMir © 2020