Вообще-то моя основная тема в моделизме это авиация. Но, что делать когда на ДР дарят модель подводной лодки? Уж точно не
выкидывать! Итак, имеем подарок в виде модели атомной многоцелевой подводной лодки пр.971 «Дракон» в масштабе 1/350 от
фирмы «Алангер». Модель (а вернее 3Д-модель) собственной разработки, прессформа изготовлена в Китае. Красивый рисунок на
коробке, внутри отливки из черного пластика. Две детали корпуса и десяток деталей «обвески» вот и вся модель. Думал - соберу
отдыхая. Как всегда не получилось, мало того пока я собирал информацию о прототипе, начитался воспоминаний подводников
служивших на флоте нашей бывшей империи и заболел. Теперь у меня две основные темы – авиация и подводный флот СССР.
(Вот так и принимай подарки моделями!)
Детально историю создания и эксплуатации лодок пр.971 пересказывать не буду. Ее можно найти на профильных сайтах и в
литературе, список которой приведен в конце статьи. Вкратце же – 971-й проект (шифр – «Щука-Б» является наиболее
совершенной многоцелевой лодкой СССР, а сейчас России. По показателям шумности лодки этого проекта не уступают
новейшим лодкам США. Фактически только с этим проектом мы смогли выйти в мировые лидеры по этому, важнейшему для
подводного кораблестроения показателю. Головная лодка была заложена в 1980г и введена в строй в канун 1985г. Всего было
построено 14 лодок вошедших в состав Северного и Тихоокеанского флотов. С 1990г. все лодки помимо тактического номера
имеют собственные имена, причем лодки Северодвинской постройки носят имена хищников семейства кошачьих, а лодки
постройки Комсомольска-на-Амуре морской живности (правда в морскую фауну умудрился затесаться мифический Дракон).
После того как появилась традиция шефства городов над кораблями некоторые лодки сменили свои «звериные» имена на
названия городов-шефов.
На Западе лодки 971-го проекта получили кодовое наименование Акула. С 1996г. со стапелей стали сходить лодки
модернизированного проекта. Первой лодкой построенной по доработанному проекту был «Вепрь», на Западе эти лодки
получили наименования Акула-2. (Это важно! Дело в том, что модернизированные лодки имеют отличия – как минимум другая
антенна на вертикальном руле и как максимум 4-х метровая вставка в корпус. Поэтому при постройке модели важно не
перепутать какую из Акул строим).
Во время работы над «матчастью» столкнулся с чрезвычайной скудностью информации. Подводные лодки (да и вообще флот)
при Союзе были наиболее засекреченной боевой техникой. Такими они остались и сейчас. Нет детальных фотографий, нет
чертежей. То, что печатается у нас, в большинстве случаев имеет очень отдаленное сходство с прототипом. По свидетельству
«корабелов» во многие чертежи на стадии их подготовки в печать целенаправленно вносятся искажения, что позволят избежать
проблем со спецслужбами. При этом в западной печати всплывает то, за что здесь будут таскать по инстанциям не один месяц и
чертежи сделанные «там» гораздо больше похожи на прототип. Парадокс, одним словом.
Наскребя с миру по нитке, приступил к модели. Замеры показали неплохое соответствие размеров корпуса. «Алангер» идя на
втречу «органам» укоротил корпус, но сделал это очень хорошо – просто приделал гребной винт сразу после оперения лодки. На
самом деле винт вынесен гораздо дальше. Лечится очень легко – вытачиваем конус и клеим к корпусу. Место стыка выравниваем
шпатлевкой.
Половинки корпуса стыкуются не идеально, но и ничего страшного тоже нет – надо пройтись шпатлевкой по всему стыку и потом
вышкурить. Перед тем как клеить корпус, измерителем надо «отбить» ватерлинию. Одна игла скользит по краю корпуса, вторая
царапает сам корпус. Царапину (а вернее две царапины – верх и низ в-линии) надо наносить так, чтобы после грунтовки она была
видна, иначе придется отбивать ее снова, а сделать это на склеенном корпусе не в пример тяжелее. Ходовая рубка сделана
неправильно, необходимо зашпаклевать ту, что есть и прорезать новую. Расположение и конфигурацию берем с чертежа и
фотографий.
Я делал модель еще не имея многих, доступных сейчас фотографий. Сейчас рубка практически вся отснята, можно сделать точнее
чем получилось у меня. Саму рубку необходимо с тыла слегка обточить – сверяясь с фото. Из-за особенностей пресс-формы
рубка модели совершенно лысая – необходимо расшивкой обозначить всплывающую спасательную камеру, решетки выхлопов
дизелей, лючки. Крышки торпедных аппаратов и торпедопогрузочного люка на модели даны в накладном виде, что не верно.
Необходимо сточить и показать их расшивкой.
Так же неверны водозаборники охлаждения реактора, про то, что они неверны я знал, но как выглядят реальные – нет, поэтому
оставил как есть.На модели даны открытыми люки вспомогательного подруливающего устройства. Их расположение и
конфигурация вызвали у меня большие сомнения, поэтому я заклеил их наглухо. Носовые горизонтальные рули на модели
находятся не на своем месте (они должны быть ниже ватерлинии), т.к. в жизни они убирающиеся, а информации по месту их
установки у меня не было, то я их срезал и не ставил. Долго думал, как показать комфорные антенны гидроакустических
комплексов, раскиданных по всему корпусу. Расшивка тут не сильно подходит. В итоге делал так: разметил антенны на корпусе и
обклеил малярной лентой, потом жирно задул места антенн грунтовкой, после высыхания грунта получил немного (на величину
слоя грунта) выступающие за корпус панели. После чего вся модель была задута ревельным алюминием №90. Я часто использую
его как грунтовку по хорошим поверхностям.
|
После грунтовки белой краской была задута ватерлиния (по начерченным ранее царапинам), после высыхания краски заклеиваем
ватерлинию полоской оракала и красим корпус – верх черный (т.к. лодка обшита резиновыми противоакустическим покрытием),
низ…С низом сложнее, низ корпуса покрывается краской с добавлением спецвеществ которые препятствуют обрастанию корпуса
(проще говоря в краску добавляется отрава, которая травит все, что пытается поселится на днище). Часто это свинцовый сурик
который дает разнообразную гамму цветов – от красного до кирпичного. Я не стал особо напрягаться и задул днище в красный
цвет. После снял полоску закрывающую ватерлинию. Получилось неплохо и главное не сложно. Накрашивать эту полоску на стык
черного и красного было бы не в пример сложнее.
Переходим к деталировке. Гидроакустическая антенна (перед рубкой, по левому борту) сделана очень упрощенно. Я сделал ее
(глядя на фото) из трех ракет от какого-то истребителя. Все выдвижные устройства даны очень примитивно, практически все было
переделано. Сами мачты заменил иглами от шприца (по итогам могу добавить, что их необходимо заматировать мелкой
наждачкой - №1000, т.к. «родная» полировка игл не похожа на цвет нержавейки), антенны делал по фото, причем антенну
пеленгатора здорово переразмерил т.к. делал ее глядя на «алангеровскую», которая в плане размера оказалась кривой. Из тонкого
полистирола вырезал люки выдвижных устройств. На носовой части рубки отрезками проволоки показал антенну
гидроакустического комплекса, в носовой части соединил скобами, выгнутыми из тонкой проволоки, разрыв в страховочном
леере швартовой команды. Винт оставил такой как есть, не сомневаясь, что он в корне неправильный. Винты подводных лодок
одна из самых охраняемых у нас «тайн», при этом в западных модельных журналах фото этих «совсекретных» винтов всплывают с
завидной регулярностью. Заимел и я такое фото, но во первых модель уже была готова, во вторых я пока не придумал технологию
получения одинаковых лопастей такой причудливой формы. Как придумаю – поменяю. Покрасил его в цвет титана (отдельное
спасибо статье в журнале М-хобби), что неправильно – винты должны быть обыкновенного бронзового цвета. Дека хорошего
качества, всю «живопись» представленную на деках я клеить не стал. Ограничился предупреждающими полосами (места в
которых нельзя работать буксирами, т.к. можно повредить панели антенн) и марками осадки корпуса. Вся остальная «живопись»
на линейных лодках наноситься только по случаю больших общефлотских праздников – приезд большого начальства с проверкой,
показуха по поводу какого либо праздника. Полосы эти в жизни накрашиваются в ручную и на глаз – поэтому особо напрягаться
с получением идеально правильной полосы на носу лодки не стал. Как перевелась так и перевелась. На финише немного
прошелся по корпусу гуашью, постаравшись придать вид хотя бы видимости эксплуатации. После чего задул лодку лаком
полученным смешиванием глянцевого с матовым (у уклоном в матовость). Результаты на фото. (когда фотографировал, не
удержался, сделал фото 971-го проекта рядом с лодками 3-го проекта (легендарными «Щуками») в том же масштабе (выпускает
фирма «АМР»). Разница в размерах впечатляет. И напоследок о грустном - фирма "Алангер" прекратила свое существование. В
результате банковской аферы, проведенной руководством "алангера" прессформы на подводные лодки оказались под залогом в
банках, кредитовавших "Алангер". Сумма залога такова, что надежд на то, что кто-то потратиться на выкуп форм и возобновление
производства практически нет. Так, что если банк не решится на продажу форм с серьезными финансовыми потерями, то этих
моделей нам не увидеть никогда. На рынке еще "всплывают" остатки моделей "Алангера" - спешите брать!.
|
|
|
Матчасть:
Графика:
Список источников:
Ю.В.Апальков «Корабли ВМФ СССР», том 1 «Подводные лодки», часть 2 «Многоцелевые подводные лодки. Подводные лодки
специального назначения». Изд.»Галлея Принт». 2003
В.Демьяновский, А.Котлобовский «Подводный щит СССР» часть1 «Атомные многоцелевые подводные лодки». Изд. «Майор»
2003
www.forums.airbase.ru/
www.submarine.id.ru
www.warships.ru
www.ruspodlodka.narod.ru
www.spb.org.ru
www.deepstorm.ru