МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Флот

Подводный "Дракон" в масштабе 1/350

Вообще-то моя основная тема в моделизме это авиация. Но, что делать когда на ДР дарят модель подводной лодки? Уж точно не выкидывать! Итак, имеем подарок в виде модели атомной многоцелевой подводной лодки пр.971 «Дракон» в масштабе 1/350 от фирмы «Алангер». Модель (а вернее 3Д-модель) собственной разработки, прессформа изготовлена в Китае. Красивый рисунок на коробке, внутри отливки из черного пластика. Две детали корпуса и десяток деталей «обвески» вот и вся модель. Думал - соберу отдыхая. Как всегда не получилось, мало того пока я собирал информацию о прототипе, начитался воспоминаний подводников служивших на флоте нашей бывшей империи и заболел. Теперь у меня две основные темы – авиация и подводный флот СССР. (Вот так и принимай подарки моделями!) Детально историю создания и эксплуатации лодок пр.971 пересказывать не буду. Ее можно найти на профильных сайтах и в литературе, список которой приведен в конце статьи. Вкратце же – 971-й проект (шифр – «Щука-Б» является наиболее совершенной многоцелевой лодкой СССР, а сейчас России. По показателям шумности лодки этого проекта не уступают новейшим лодкам США. Фактически только с этим проектом мы смогли выйти в мировые лидеры по этому, важнейшему для подводного кораблестроения показателю. Головная лодка была заложена в 1980г и введена в строй в канун 1985г. Всего было построено 14 лодок вошедших в состав Северного и Тихоокеанского флотов. С 1990г. все лодки помимо тактического номера имеют собственные имена, причем лодки Северодвинской постройки носят имена хищников семейства кошачьих, а лодки постройки Комсомольска-на-Амуре морской живности (правда в морскую фауну умудрился затесаться мифический Дракон). После того как появилась традиция шефства городов над кораблями некоторые лодки сменили свои «звериные» имена на названия городов-шефов. На Западе лодки 971-го проекта получили кодовое наименование Акула. С 1996г. со стапелей стали сходить лодки модернизированного проекта. Первой лодкой построенной по доработанному проекту был «Вепрь», на Западе эти лодки получили наименования Акула-2. (Это важно! Дело в том, что модернизированные лодки имеют отличия – как минимум другая антенна на вертикальном руле и как максимум 4-х метровая вставка в корпус. Поэтому при постройке модели важно не перепутать какую из Акул строим). Во время работы над «матчастью» столкнулся с чрезвычайной скудностью информации. Подводные лодки (да и вообще флот) при Союзе были наиболее засекреченной боевой техникой. Такими они остались и сейчас. Нет детальных фотографий, нет чертежей. То, что печатается у нас, в большинстве случаев имеет очень отдаленное сходство с прототипом. По свидетельству «корабелов» во многие чертежи на стадии их подготовки в печать целенаправленно вносятся искажения, что позволят избежать проблем со спецслужбами. При этом в западной печати всплывает то, за что здесь будут таскать по инстанциям не один месяц и чертежи сделанные «там» гораздо больше похожи на прототип. Парадокс, одним словом. Наскребя с миру по нитке, приступил к модели. Замеры показали неплохое соответствие размеров корпуса. «Алангер» идя на втречу «органам» укоротил корпус, но сделал это очень хорошо – просто приделал гребной винт сразу после оперения лодки. На самом деле винт вынесен гораздо дальше. Лечится очень легко – вытачиваем конус и клеим к корпусу. Место стыка выравниваем шпатлевкой.

Половинки корпуса стыкуются не идеально, но и ничего страшного тоже нет – надо пройтись шпатлевкой по всему стыку и потом вышкурить. Перед тем как клеить корпус, измерителем надо «отбить» ватерлинию. Одна игла скользит по краю корпуса, вторая царапает сам корпус. Царапину (а вернее две царапины – верх и низ в-линии) надо наносить так, чтобы после грунтовки она была видна, иначе придется отбивать ее снова, а сделать это на склеенном корпусе не в пример тяжелее. Ходовая рубка сделана неправильно, необходимо зашпаклевать ту, что есть и прорезать новую. Расположение и конфигурацию берем с чертежа и фотографий.

Я делал модель еще не имея многих, доступных сейчас фотографий. Сейчас рубка практически вся отснята, можно сделать точнее чем получилось у меня. Саму рубку необходимо с тыла слегка обточить – сверяясь с фото. Из-за особенностей пресс-формы рубка модели совершенно лысая – необходимо расшивкой обозначить всплывающую спасательную камеру, решетки выхлопов дизелей, лючки. Крышки торпедных аппаратов и торпедопогрузочного люка на модели даны в накладном виде, что не верно. Необходимо сточить и показать их расшивкой.

Так же неверны водозаборники охлаждения реактора, про то, что они неверны я знал, но как выглядят реальные – нет, поэтому оставил как есть.На модели даны открытыми люки вспомогательного подруливающего устройства. Их расположение и конфигурация вызвали у меня большие сомнения, поэтому я заклеил их наглухо. Носовые горизонтальные рули на модели находятся не на своем месте (они должны быть ниже ватерлинии), т.к. в жизни они убирающиеся, а информации по месту их установки у меня не было, то я их срезал и не ставил. Долго думал, как показать комфорные антенны гидроакустических комплексов, раскиданных по всему корпусу. Расшивка тут не сильно подходит. В итоге делал так: разметил антенны на корпусе и обклеил малярной лентой, потом жирно задул места антенн грунтовкой, после высыхания грунта получил немного (на величину слоя грунта) выступающие за корпус панели. После чего вся модель была задута ревельным алюминием №90. Я часто использую его как грунтовку по хорошим поверхностям.

После грунтовки белой краской была задута ватерлиния (по начерченным ранее царапинам), после высыхания краски заклеиваем ватерлинию полоской оракала и красим корпус – верх черный (т.к. лодка обшита резиновыми противоакустическим покрытием), низ…С низом сложнее, низ корпуса покрывается краской с добавлением спецвеществ которые препятствуют обрастанию корпуса (проще говоря в краску добавляется отрава, которая травит все, что пытается поселится на днище). Часто это свинцовый сурик который дает разнообразную гамму цветов – от красного до кирпичного. Я не стал особо напрягаться и задул днище в красный цвет. После снял полоску закрывающую ватерлинию. Получилось неплохо и главное не сложно. Накрашивать эту полоску на стык черного и красного было бы не в пример сложнее. Переходим к деталировке. Гидроакустическая антенна (перед рубкой, по левому борту) сделана очень упрощенно. Я сделал ее (глядя на фото) из трех ракет от какого-то истребителя. Все выдвижные устройства даны очень примитивно, практически все было переделано. Сами мачты заменил иглами от шприца (по итогам могу добавить, что их необходимо заматировать мелкой наждачкой - №1000, т.к. «родная» полировка игл не похожа на цвет нержавейки), антенны делал по фото, причем антенну пеленгатора здорово переразмерил т.к. делал ее глядя на «алангеровскую», которая в плане размера оказалась кривой. Из тонкого полистирола вырезал люки выдвижных устройств. На носовой части рубки отрезками проволоки показал антенну гидроакустического комплекса, в носовой части соединил скобами, выгнутыми из тонкой проволоки, разрыв в страховочном леере швартовой команды. Винт оставил такой как есть, не сомневаясь, что он в корне неправильный. Винты подводных лодок одна из самых охраняемых у нас «тайн», при этом в западных модельных журналах фото этих «совсекретных» винтов всплывают с завидной регулярностью. Заимел и я такое фото, но во первых модель уже была готова, во вторых я пока не придумал технологию получения одинаковых лопастей такой причудливой формы. Как придумаю – поменяю. Покрасил его в цвет титана (отдельное спасибо статье в журнале М-хобби), что неправильно – винты должны быть обыкновенного бронзового цвета. Дека хорошего качества, всю «живопись» представленную на деках я клеить не стал. Ограничился предупреждающими полосами (места в которых нельзя работать буксирами, т.к. можно повредить панели антенн) и марками осадки корпуса. Вся остальная «живопись» на линейных лодках наноситься только по случаю больших общефлотских праздников – приезд большого начальства с проверкой, показуха по поводу какого либо праздника. Полосы эти в жизни накрашиваются в ручную и на глаз – поэтому особо напрягаться с получением идеально правильной полосы на носу лодки не стал. Как перевелась так и перевелась. На финише немного прошелся по корпусу гуашью, постаравшись придать вид хотя бы видимости эксплуатации. После чего задул лодку лаком полученным смешиванием глянцевого с матовым (у уклоном в матовость). Результаты на фото. (когда фотографировал, не удержался, сделал фото 971-го проекта рядом с лодками 3-го проекта (легендарными «Щуками») в том же масштабе (выпускает фирма «АМР»). Разница в размерах впечатляет. И напоследок о грустном - фирма "Алангер" прекратила свое существование. В результате банковской аферы, проведенной руководством "алангера" прессформы на подводные лодки оказались под залогом в банках, кредитовавших "Алангер". Сумма залога такова, что надежд на то, что кто-то потратиться на выкуп форм и возобновление производства практически нет. Так, что если банк не решится на продажу форм с серьезными финансовыми потерями, то этих моделей нам не увидеть никогда. На рынке еще "всплывают" остатки моделей "Алангера" - спешите брать!.


Матчасть:


Графика:


Список источников:

Ю.В.Апальков «Корабли ВМФ СССР», том 1 «Подводные лодки», часть 2 «Многоцелевые подводные лодки. Подводные лодки специального назначения». Изд.»Галлея Принт». 2003
В.Демьяновский, А.Котлобовский «Подводный щит СССР» часть1 «Атомные многоцелевые подводные лодки». Изд. «Майор» 2003
www.forums.airbase.ru/
www.submarine.id.ru
www.warships.ru
www.ruspodlodka.narod.ru
www.spb.org.ru
www.deepstorm.ru
Категория: Флот | Добавил: Greif (08.10.2008) | Автор: Владимир
Просмотров: 9829 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 3
1 Garret  
0
Хороша подлодка и статья толковая. Понравилась фотка со щуками, сравнение хорошее получилось.

2 Garret  
0
Да для любителей подлодок скоро выйдет книга Демяновского про испытание подлодок проекта 949А, это те самые что и курск

3 Slash  
0
Блин, сам болею этими штуковинами, ток дизелями. smile Но распыляться на все времени не хватает... sad Модель классная-пять бааллов! Продолжаем в том же духе! biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2024