МикроМир Клуб стендового моделизма
Главная | RSS
Главная » Статьи » Флот

Подводые лодки - носители крылатых ракет. Часть 1

Подводные лодки - носители крылатых ракет






   После загадочной гибели ПЛАРК К-141 «Курск» информационное пространство буквально взорвалось многочисленными публикациями о подводных лодках этого класса. К сожалению качество этих публикаций во многом оставляло желать лучшего и в большинстве сводились к восторженным описаниям уникальных свойств этих субмарин и констатированию того факта, что подобных лодок нет ни в одном флоте мира. В погоне за сенсацией мало кто удосуживался разобраться, а собственно, почему лодки этого класса имеются на вооружении только отечественного флота? В этой статье я попытаюсь ответить на этот вопрос.

1-й этап


   Как говориться начнем танцевать от печки. «Печкой» в данном случае служит Германия, образца третьего рейха. Не имея полноценного надводного флота, рейх был вынужден сделать ставку на флот подводный. Но наносить удары по берегу, подводная лодка не могла. На то время Германия лидировала в разработке ракетного оружия и имела серийную крылатую ракету – Фау-1. Идея вооружить подводную лодку крылатой ракетой понравилась фюреру. Фюрер хотел нанести удар по США и в лице ПЛ-ракетоносца получал инструмент реализации своих желаний. Но существовала проблема – система наведения Фау-1 была крайне примитивной и не позволяла наносить точные удары по цели. А целями были выбраны небоскребы Нью-Йорка. Предполагалось, что непосредственно перед нанесением ракетного удара по радио выступит кто-то из высших функционеров рейха, объявит о новом чудо оружии и назовет время и цели которые будут поражены этим оружием. Психологический эффект от такого заявления безусловно был бы велик. Предполагалось, что в результате поднявшейся паники США если и не выйдут из войны, то, как минимум будут вынуждены держать свой флот и авиацию у берегов Америки в надежде справиться с очередным ударом чудо оружия. Наводить ракеты предполагалось на сигналы радиомаяков, которые должны были установить на целях агенты РСХА. С этой целью 30.11.44г подводной лодкой У-1230 на побережье США были высажены двое диверсантов. Вскоре один из агентов был арестован при попытке вербовки американца работавшего в нужном ему небоскребе. На второго была устроена бесприцендентная облава, в результате которой он и был пойман. После чего вся затея уже не имела смысла. На этом и закончилась история немецких лодок-ракетоносцев.
  По окончанию войны практически все материалы по программе Фау-1 достались американцам. Появление атомного оружия поставило под вопрос необходимость дальнейшего развития ВМС США. Доктрина Дуэ получила вторую жизнь – многие стратеги считали, что главенствующую роль в будущей войне будут играть бомбардировщики, оснащенные атомным оружием, а флот уже не имеет былого значения. Соответственно были урезаны программы разработки и модернизации подводных лодок. Адмиралы с таким положением дел мириться не хотели и настаивали на том, что подводная лодка может доставить атомный боеприпас к берегам противника скрытно, в отличии от бомбардировщика, вынужденного лететь через половину земного шара, а потом еще и преодолевать систему ПВО противника. Оставалось найти средство доставки атомного боезаряда с борта ПЛ к выбранной цели. Из всего многообразия вооружения для этой роли годились только ракеты. Ракеты были все те же Фау-1, скопированные с немецких и производившиеся в США серийно с конца 1944г. Первоначально этими ракетами планировалось поддерживать высадку на Японские острова. Но после применения ядерного оружия надобность в этих ракетах отпала и их передали морякам. Под размещение ракет было переоборудована подводная лодка типа «Балао» - SS-348 Cusk. Ракета размещалась в прочном контейнере размещенном на верхней палубе за ограждением боевой рубки. Запуск производился с эстакады при помощи пороховых ускорителей. Первый пуск состоялся 12.02.47г. Воодушевленные увиденным адмиралы выделили новый класс ПЛ – SSG – ракетные и отдали под переоборудование вторую лодку - SS-337 Carbonero (вошла в строй в мае 1949г). В ноябре 1949г. обе лодки приняли участие в учениях флота. По замыслу учений обе лодки должны были (впервые!) нанести удар по ордеру кораблей. Экипажи знали об атаке заранее, но сбить ракету не смогли (вторая ракета потеряла управление сразу после старта). В случае оснащения ракеты ЯБЧ цель была бы уничтожена. Таким образом, ВМС США стали первым в мире флотом, вооруженным субмаринами с КР на борту.

SS-348 Cusk



   К концу 1952 года в США закончились испытания новой ракеты – Regulus-I, данная ракета оснащалась турбореактивным двигателем и имела существенно лучшие характеристики, чем Loon. Первой субмариной вооруженной комплексом Regulus стала ДПЛ SSG-282 Tunny типа Gato. Конструктивно она была похожа на своих предшественниц – все тот же контейнер на палубе, но у же с двумя ракетами. Перед стартом ракета выводилась из контейнера на рампу. Эти процедуры занимали порядка 10 мин, после чего ракета стартовала при помощи пороховых ускорителей, лодка погружалась под перископ и операторы вели ракету. Так как дальность полета ракеты была больше чем дальность действия управляющей аппаратуры, то летящую ракету передавали по эстафете следующей лодке, оборудованной аппаратурой управления, причем последняя должна была находиться в виду береговой черты, чтобы иметь возможность уточнить свои координаты и соответственно точно нацелить ракету на цель. Невзирая на громоздкость всей процедуры, лодка с 1957 приступила к несению боевых дежурств неподалеку от берегов Камчатки. В паре с ней работала лодка управления Cusk, с которой к тому времени был снят ракетный комплекс Loon. Из-за сравнительно небольшой дальности полета ракеты лодкам приходилось входить с территориальные воды СССР. Всего было выполнено 10 боевых походов. Помимо Tunny комплексом Regulus, была вооружена еще одна лодка – SSG-317 Barbero типа Balao. Эта лодка первоначально базировалась на Норфолк и входила в состав Атлантической эскадры. С середины 1959г. она была перебазирована на Перл-Харбор и стала выходить на БД в район Владивостока. Лодкой наведения у нее была старая знакомая - SS-337 Carbonero, как и Cusk лишившаяся ракетного оружия. Лодки оставались в строю до 1964г., после чего были выведены из состава ВМС. В ходе испытаний выяснилось, что довольно громоздкий контейнер на верхней палубе существенно затрудняет управление субмариной, особенно на режимах погружения-всплытия. Кроме того, форс огня стартующего Регулуса разрушал элементы корпуса. Все это привело к постройке лодок специальной конструкции. Ими стали SSG-574 Grayback (7.03.1958) и SSG-577 Growler (30.08.1958), первоначально эти лодки были заложены как обыкновенные торпедные типа Darter, но еще на стапеле были переделаны в ракетоносцы. Переделка заключалась в установке двух контейнеров в носовой части, закрытых надстройкой в виде полубака. Такое решение явно улучшило мореходные качества данных лодок. Запуск ракет по прежнему производился с пусковой балки, но теперь она имела горизонтальное наведение, что позволяло выбирать во время старта такой курс, при котором лодку меньше всего заливало. В качестве ракетоносцев лодки прослужили недолго и в 1965-67 переоборудованы в транспортные субмарины спецподразделений SEAL.

SSG-574 Grayback



  В 1956 г было начато проектирование атомного носителя крылатых ракет. Основные конструктивные решения, а также энергетическое оборудование было взято с АПЛ типа Skate. Со стороны носовой оконечности был добавлен прочный отсек значительного объема, в котором и размещалось ракетное, а также торпедное вооружение. Отсек был рассчитан на размещение шести ракет Regulus-I. В кормовой части отсека имелась прочная крышка, через которую ракета подавалась на пусковую поворотную платформу, смонтированную на палубе АПЛ. Дальше все происходило также как и на дизельных ракетоносцах. Лодка получила наименование SSGN-587 Halibut. Несмотря на преимущества, даваемые атомным движителем, оставались не устраненными главные недостатки – невозможность удара по берегу без лодки управления, длительное время нахождения в надводном положении.
  Фактически одновременно введением в строй АПЛ Halibut заканчивается разработка МБР морского базирования и на вооружение принимается МБР Поларис-1А. Данная ракета имела несопоставимые с КР Regulus-I характеристики. МБР могла поражать цели на расстоянии до 2200км от места старта и несла ЯБЧ мощностью 600кт. Ракета не нуждалась в управлении с борта носителя и стартовала из-под воды.
   В результате первый американский атомоход вооруженный КР оказался единственным в серии и прослужил всего три года. В 1963г. Нalibut была переоборудована под разведчик, ракетный отсек был использован под размещение специальных, подводно-технических средств. Именно Halibut обнаружил и сфотографировал советскую ракетную подводную лодку К-129 (пр. 629А), затонувшую на глубине 5000м, в результате столкновения с американской субмариной.
Одновременно была закрыта программа создания сверхзвуковой ракеты Regulus-II. Возможность использования этих ракет против кораблей СССР даже не рассматривалась. В СССР попросту не было целей, с которыми бы не справились существующие ВМС США. Создавать новую систему вооружений попросту не имело смысла.

SSGN-587 Halibut



  По существу вся программа создания лодок носителей крылатых ракет в США была экспериментальной, призванной подстраховать программу создания баллистической ракеты морского базирования. После создания МБР Поларис, в США сразу же началось серийное строительство АПЛ типа «Джордж Вашингтон», вооруженных 16 ракетами.
  Больше к идее создания специализированной лодки-носителя крылатых ракет в США не возвращались.

  Совсем иначе обстояли дела в СССР. По окончанию войны военно-морской флот СССР представлял собой собрание устаревших кораблей и подводных лодок. Экономика страны не позволяла задумываться о постройке современного сбалансированного флота. Спешно разрабатывалась ядерная бомба, но доставить ее до берегов Америки было нечем. НИОКР по передовым видам вооружений в годы войны не велись, в итоге мы имели отставание практически по всем наукоемким технологиям. Небольшим утешением служила мощная сухопутная армия, способная справиться с любым противником на континенте, в довольно сжатые сроки. Но против США она была бессильна. Единственным выходом виделся путь по которому шли ВМС третьего рейха и ВМС СССР становится практически приемником военно-морской стратегии третьего рейха. Начало создания ракетного оружия было практически таким же, как и в США – все те же трофейные Фау-1 и Фау-2. Разница заключалась в подходе – если американцы экспериментировали с ДПЛ несущей одну ракету, пытаясь определить требования к лодкам носителям КР, то в СССР сразу же попытались создать «царь-лодку». Проектирование первой ракетной ПЛ проекта П-2 началось в 1949г. Её компоновка предусматривала размещение трех блоков оружия. В первом блоке размещалось четыре баллистические ракеты Р-1 (копия Фау-2), второй блок нес 17! ракет 10Х «Ласточка» (модернизированная Фау-1), третий блок вмещал три сверхмалые подводные лодки (отсутствовали как таковые, возможно, предусматривалось копирование какой либо германской конструкции), плюс 12 торпедных аппаратов и артиллерийское вооружение. Из-за неподъемной технической сложности проект провалился на ранней стадии.

П-2



Следующим стал проект 624. Эта подводная лодка должна была нести девять (амбиции несколько поутихли) КР КБ Лавочкина. Но создание ракеты затянулось и в 1952 г пришлось вернуться к единственной доступной ракете, очередной модификации Фау-1, под индексом 10ХН. Был разработан проект и для натурных испытаний была выделена лодка К-51. Технически этот проект мало чем отличался от ранних американских. Все тот же контейнер на верхней палубе, все та же эстакада и старт с пороховыми ускорителями. Однако переоборудование лодки отменили, в связи с ожидаемым выходом на испытания новых ракет П-10 (КБ Бериева) и П-5 (КБ Челомея). Правда ждать пришлось долго, ракета П-5 была подана на испытания только в 1957г. П-5 выгодно отличалась от П-10 наличием контейнера, который одновременно являлся и пусковой установкой. Крылья ракеты автоматически раскладывались при выходе ракеты из контейнера. Сравнительно небольшие размеры стартового комплекса позволили использовать в качестве носителей серийные средние ДПЛ пр.613. Было разработано два проекта переоборудования лодок в носители КР П-5.
  Пр.644 (1957-60, 6 ед) – два контейнера с ракетами традиционно были размещены за ограждением рубки. Пуск производился в корму, при этом контейнера поднимались на угол старта. В ходе испытаний выяснилось, что пуск возможен при волнении моря не более 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов. Размещение ракетного комплекса привело к значительному ухудшению обитаемости ПЛ.
  Пр.665 (1958-62, 6 ед.) – четыре контейнера были размещены неподвижно в ограждении рубки. Старт производился прямо по курсу. Благодаря исключению необходимости подъема контейнеров сократилось время на подготовку к старту, упростилась погрузка ракет.


пр.644
пр.665


   Третьим носителем П-5 и первым, специально под них спроектированным, стал проект 659. Это уже был атомоход. В качестве прототипа была взята первая АПЛ СССР пр.627 и первый носитель баллистических ракет – пр.658. Новый проект практически полностью повторял прототипы и все внесенные изменения были обусловлены спецификой основного вооружения – 6 ракет комплекса П-5, размещенных попарно в трех блоках. Так как старт был возможен только из надводного положения, то обводы легкого корпуса были оптимизированы для достижения высоких мореходных качеств (такими же были и обводы пр.658, старт первых баллистических ракет также производился из надводного положения). Всего в период с декабря 1958г. по июль 1963г. было построено пять АПЛ этого типа. Был заложен и шестой корабль этой серии, но в 1962г. его исключили из списков флота, а корпус разобрали на металл. Причиной стали как недостатки самой лодки (очень большая шумность из-за виброактивности АЭУ, низкая надежность АЭУ, образование многочисленных трещин в легком корпусе, плохое обтекание газоотводных выгородок ), так и недостатки комплекса П-5 (уязвимость от средств ПРО, чувствительность к погодным условиям, невозможность полета над сложным рельефом местности). Попытки модифицировать комплекс успехом не увенчались и в 1966г. комплекс П-5 был снят с вооружения. Лодки пр.659 остались без вооружения, перевооружить их ракетами следующего комплекса (П-6) не получалось, не хватало длины прочного корпуса, в итоге лодки этого проекта были переделаны в торпедные. Логику этого решения понять трудно. В качестве торпедной лодки этот проект был, мягко говоря, посредственным. И как говорили на флоте, мог успешно решать только одну боевую задачу – выход с базы.
пр.659




  Лодки пр.659 стали последними в СССР носителями тяжелых стратегических крылатых ракет, ориентированных на удары по береговым объектам. Как и в США, эту задачу приняли на себя баллистические ракеты. Но в отличие от США, в СССР разработка новых ракетных комплексов продолжалась, проектировались и новые лодки под размещение этих комплексов.

Категория: Флот | Добавил: Admin (06.08.2010) | Автор: Greif
Просмотров: 5543 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 U11200  
Про испытания подлодок с КР американцев не знал ничего. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MikroMir © 2019