Несмотря на крупносерийное производство в СССР дизельных ПЛ, началу строительства атомного флота ситуация на море
складывалась отнюдь не в нашу пользу. Создать симметричный американскому надводный флот Союз не мог, оставалось искать
несимметричные средства, способные противостоять ВМС США, будучи при этом еще и существенно дешевле симметричных. В ходе Второй
мировой войны произошла коренная перестройка состава флотов, если раньше главную роль играли тяжелые артиллерийские корабли –
линкоры, то к концу войны они отошли на второй план. Главенствующую роль стали играть авианосцы. Опыт создания авианосцев в СССР
отсутствовал, чтобы создать новый класс кораблей, инфраструктуру, авиационную составляющую даже при условии достаточного
финансирования (что для СССР было просто нереально) потребовались бы десятилетия, а война могла начаться буквально завтра. И в случае
начала новой войны первый удар по объектам на территории СССР был бы нанесен авианосной авиацией, уже имевшей на вооружении
атомное оружие (с 1957г. и до ввода в строй системы Поларис именно авианосцы составляли основу морских ядерных сил США). Причем удар
обещал быть серьезным.
К 1957 г. в ВМС США числилось 17 ударных, 13 тяжелых, 7 легких авианосцев ПЛО, 11 конвойных, 22 вспомогательных, 23
авианосца-вертолетоносца, плюс резерв. Бороться с этой угрозой, по опыту прошедшей войны, могли лишь авиация и подводные лодки.
Авиация делала это успешней, так как маневрирующий, с достаточно высокой скоростью и хорошо охраняемый авианосец мог быть потоплен
подводной лодкой только случайно. Из-за отсутствия авианосцев мы могли рассчитывать только на авиацию берегового базирования, но когда
авианосец войдет в зону действия береговой авиации он одновременно достигнет и рубежа подъема собственной авиации. Ситуация
складывалась даже в пользу авианосца, так как он знал направление угрозы и мог заранее построить систему ПВО, а вот береговой авиации его
еще надо было найти. Вырисовывался единственный выход – авианосец надо было потопить гораздо дальше, чем это могла сделать авиация
берегового базирования того времени.
Выполнить эту задачу могли только подводные лодки, но традиционного торпедного вооружения тут было мало, шансов выйти на
дистанцию торпедного залпа у лодок практически не было. Это и привело к решению создать новый противокорабельный ракетный комплекс
для подводных лодок. Таким образом, подводные лодки становились главной ударной силой ВМС СССР, своеобразным аналогом линкоров и
авианосцев западных стран.
Принципиально новый комплекс П-6 отличался наличием радиолокационной головки самонаведения. Но авианосец всегда следует
в составе кораблей охранения, и выбор цели пришлось оставить за человеком. Выглядело это так – после старта ракета набирала высоту до 10 км
и транслировала на ПЛ-носитель радиолокационную картину (шириной до 100км) оператор определял, какая цель имеет высший приоритет и
выдавал команду на захват цели, после чего включалось самонаведение, ракета делала противозенитный маневр и на малой высоте шла к цели.
Данная система позволяла контролировать изменения в обстановке, перенацеливать залп, но и демаскировало лодку, вынужденную находиться
на поверхности, да еще и с работающими радиолокаторами.
Под новый комплекс было создано два носителя – ДЭПЛ пр.651 (16 ед) и АПЛ пр.675 (29 ед). Принципиально они мало
отличались от пр.659, но были более продуманными, что позволило им оставаться в строю почти тридцать лет, проходя модернизации и
перевооружения следующими ракетными комплексами и системами наведения.
пр.651
пр.675
Первоначально планировалось иметь в составе флота не менее 65 лодок-носителей КР.
Боевое применение выглядело так – в мирное время каждое авианосное соединение должно было отслеживаться как минимум одной лодкой и с
началом боевых действий, лодка должна была нанести удар по своему «подопечному». Казалось, что выполнить эту задачу будет нетрудно,
учитывая размеры авианосца и демаскирующие его факторы. Однако на практике все оказалось гораздо хуже. Советские АПЛ первого поколения
были крайне шумными, имели низкую надежность ГЭУ и несовершенное радиотехническое оборудование. К тому же авианосцы всегда
перемещались с довольно значительными скоростями. Пытаясь догнать и сопровождать свою цель, лодка была вынуждена идти с высокой,
демаскирующей скоростью. В этих условиях лодка практически не могла обнаружить АУГ своими радиотехническими средствами, что
вынуждало командование периодически передавать на лодки координаты АУГ, после чего лодка «сломя голову» и гремя на весь океан неслась в
указанный район. К тому же ей еще предстояло прорвать рубежи ПЛО, сформированные в районе патрулирования АУГ и не попасться
охранению авианосца. Что было очень непросто, особенно если учесть разницу в дальности обнаружения ГАС – у типовой американской АПЛ
Sturgeon она составляла 50 миль, против 5-ти миль у лодок пр.675. Это вынуждало изобретать специальные приемы по проводке лодок, так
типовым стала проводка под днищем обеспечивающего судна (как правило гражданского) заранее развернутого в нужном районе. Эти
ухищрения не спасали – лодки были вынуждены регулярно подвсплывать на сеансы связи, получая от командования координаты известных
АУГ, боевые распоряжения и политинформацию (на самом деле это пункт был довольно важен – лодки узнавали о перспективах начала боевых
действий, то есть война уже идет или как скоро будет). Американцы во время несения боевого дежурство сохраняли полное радиомолчание. Для
обмена информацией в район нахождения лодки вылетал самолет базовой авиации «Орион» Р-3В, сбрасывал специальный буй-ретранслятор, на
который слал сообщения на УВЧ радиоволнах. Буй ретранслировал сообщение по гидроакустическому каналу на лодку. Информация с лодки на
самолет шла в обратном порядке. Получалось дорого, но зато лодка оставалась невидимой.
Все эти недостатки сводили вероятность успешной атаки авианосца практически к нулю. Выход попытались найти, обеспечив
лодки целеуказанием с самолета. В 1966 г морская радиолокационная система целеуказания «Успех» поступила на вооружение. Основу этой
системы составлял самолет Ту-95РЦ, отличавшийся от серийного бомбардировщика наличием огромного радиолокатора на месте бомбоотсека.
Ту-95РЦ
Было сформировано два полка этих самолетов - 392-й (СФ) и 304 (ТоФ). Всего было построено 43 таких самолета. Машины
использовались крайне интенсивно, вскрывая надводную обстановку на Мировом океане. особенно расширились возможности системы после
появления аэродромов базирования в дружественных странах. В разное время Ту-95РЦ имели базы на Кубе (Хосе-Марти), Вьетнаме (Камрань),
Сомали (Бербера), Гвинее (Конакри).
В действии система выглядела так – Ту-95РЦ с помощью бортовой РЛС кругового обзора транслировал радиолокационную
картинку на подводную лодку, находящуюся на перископной глубине, в масштабе времени близком к реальному. Получив достаточно точные
координаты лодка всплывала и производила залп, далее все оставалось по прежнему – ракета летит, оператор ее наводит, лодка представляет
собой удобную мишень. Противник ведь тоже не стоял на месте, совершенствовались радиотехнические средства, вырастала дальность палубной
авиации, появились самолеты ДРЛО палубного базирования. К 70-м годам надводный старт и телеуправление ракетой в полете стал
неприемлем. Нахождение ПЛ на поверхности делало неизбежным ее обнаружение и уничтожение. Авиационная составляющая тоже имела
существенный недостаток – для получения пригодных для стрельбы с ПЛ данный самолеты были вынуждены входить в зону ПВО корабельной
группировки или в лучшем случае приближаться к ее границам. Понятно, что в случае начала боевых действий самолеты разведчики были бы
сбиты и лодки лишились бы даже призрачного шанса на успех.
Все это привело к созданию следующего поколения лодок и новой системы целеуказания – космической. Начнем с последней.
Система МКРЦ “Легенда”
Новая система включала два типа космических аппаратов - спутник с бортовой радиолокационной станцией и ядерной
энергетической установкой (УС-А, управляемый спутник - активный), а также спутник с космической станцией радиотехнической разведки,
оснащенный солнечной энергетической установкой (УС-П, управляемый спутник - пассивный). Наличие на борту УС-А ЯЭУ было вызвано его
низкой орбитой – 270км (УС-П имел орбиту 420км). Низкая орбита диктовалась возможностями радара, но на ней солнечные батареи,
обладавшие большой «парусностью», использовать было нельзя. Система была принята на вооружение во второй половине 1975 г. Для вывода
спутников использовалась РН «Циклон-2», разработанная в КБ «Южное».
УС-А
УС-П
Всего в период с 28.1265г. по 14.03.88г. было запущено 37 спутников серии УС-А. Причиной прекращения вывода этих спутников
стала его ЯЭУ. 18 сентября 1977 г. на орбиту был выведен «Космос-954». Его полет проходил штатно до конца октября, когда ИСЗ потерял
ориентацию и вышел из-под контроля наземных служб. Посланная на борт КА команда на увод реактора не прошла; в результате торможения в
земной атмосфере началось неконтролируемое снижение орбиты. Ситуация усугубилась в начале января 1978 г., когда произошла
разгерметизация аппарата. 24 января он вошел в плотные слои атмосферы и разрушился. Несгоревшие обломки упали на северо-западе Канады в
районе Большого Невольничьего озера, вызвав незначительное радиоактивное заражение территории площадью около 100 тысяч км2. Факт
падения пришлось признать, и ТАСС сообщил всему миру: «На территорию Канады упал советский спутник с небольшим ядерным устройством
на борту». После инцидента с «Космосом-954» были ускорены работы по бортовым системам обеспечения радиационной безопасности:
основная обеспечивала увод ЯЭУ на «орбиту захоронения» высотой 890 км, а дублирующая была основана на выбросе (с последующим
аэродинамическим разрушением) связки тепловыделяющих элементов из корпуса реактора с помощью порохового аккумулятора давления.
Запуски спутников УС-А возобновились в 1980 г. и проходили более или менее благополучно в течение двух лет, пока не случилась новая
авария. На «Космосе-1402», запущенном 30 августа 1982 г., сложилась ситуация, аналогичная с «Космосом-954»; КА вошел в земную атмосферу и
сгорел над южной частью Атлантического океана. «Канадский инцидент», однако, не повторился: дублирующая система радиационной
безопасности рассеяла активную зону реактора в атмосфере, что позволило избежать выпадения радиоактивных осадков. Полеты УС-А
возобновились в 1984 г. В апреле 1988 г. была потеряна связь с «Космосом-1900», запущенным 12 декабря 1987 г. До середины сентября он
медленно снижался, угрожая «канадским синдромом». К счастью, 30 сентября 1988 г., всего за несколько дней до входа в плотные слои
атмосферы, на спутнике автоматически сработала защитная система и увела реактор на безопасную орбиту захоронения. Еще до этого инцидента,
14 марта 1988 г., состоялся последний запуск отечественного КА с бортовой ЯЭУ. На «Космосе-1932» была установлена доработанная установка
с 6-месячным сроком функционирования и электрической мощностью в конце ресурса 2400 Вт. И, хотя полет прошел нормально, от
эксплуатации аппаратов с ЯЭУ решили отказаться. Основной причиной этого стало давление со стороны США и международных организаций,
требовавших от Советского Союза «прекратить загрязнение космоса». Наблюдение за океаном перешло к спутникам УС-П.
Всего в период с 24.12.1974г. по 21.12.2001г. было выведено 48 спутников серии УС-П.
Время их пребывания на орбите достигало 700 суток. Последний спутник этой серии - Космос-2421, был выведен 25 июня 2006 года, после
вывода на орбиту одна из солнечных батарей не раскрылась, в виду чего спутник не смог выполнять возложенные на него задачи.
В настоящее время спутниковая группировка системы морской разведки как таковая отсутствует. По некоторым данным ведется
работа над созданием нового поколения спутников разведки «Персона», которые, возможно, смогут работать и в интересах ВМФ.
После введения в строй системы «Легенда» система авиационной разведки «Успех» была перепрофилирована на освещение
обстановки в интересах Генштаба ВМФ, но аппаратура с самолетов не снималась и выдать целеуказание на лодку самолет мог. После распада
СССР корабли все реже стали выходить на просторы океана, соответственно освещать обстановку стало не для кого. В результате к 1996г все
самолеты дальней морской разведки были выведены в резерв и в скором времени списаны. Система МРСЦ «Успех» прекратила свое
существование.
2-е поколение
Оснащение подводных лодок комплексом «Касатка» (корабельный комплекс системы «Легенда») позволило резко увеличить боевые
возможности АПЛ пр.675. Но оставался надводный старт ракет. Попыткой хоть как-то оставить эти лодки в строю было перевооружение их
ракетами комплексов «Базальт» и «Вулкан», с возросшей дальностью пуска (до 550км против 400км у П-6), к тому же эти лодки являлись, чуть ли
не единственной силой способной противостоять авианосцам США в открытом океане. Но на практике возросшую дальность реализовать не
получалось – не хватало возможностей корабельных технических средств, необходимых для поиска и слежения за противником.
Из-за проблем с реализацией подводного старта ракет с турбореактивным двигателем, первым на вооружение был принят
комплекс с твердотопливной ракетой - «Аметист». Первым кораблем, вооруженным данным комплексом должна была стать АПЛ пр.661.
Созданием данного проект пытались сделать качественный скачек в развитии отечественного подводного кораблестроения. При
проектировании лодки было запрещено использовать узлы и механизмы с предыдущих проектов. Степень инноваций была очень высока,
соответственно так же был велик и технический риск. Как оказалось, промышленность СССР не была готова к такому объему новизны. В итоге
первая (и единственная) лодка в серии строилась более 11 лет. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была
спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г. 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания.
пр.661
При создании этой АПЛ была сделана ставка на высокие тактические (Скорость, глубина погружения) характеристики. Вызвано это
было желанием догнать авианосец, нанести удар и быстро уйдя на глубину избежать ответного удара сил ПЛО. Требования к увеличению
рабочей глубины погружения привели к использованию титана для изготовления прочного корпуса, что позволяло снизить водоизмещение.
Фактор высокой стоимости титана по сравнению со сталью (а также полное отсутствие опыта работы с титаном в промышленности) в расчет не
принимались. Планировалось так же поставить на лодку реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, однако разработка таких реакторов
затягивалась и в результате лодка получила водо-водяную установку.
Ракетные контейнеры размещались в носовой оконечности лодки, по бокам от прочного корпуса. Чтобы не «раздувать» мидель
корабля, прочный корпус в районе расположения контейнеров состоял из двух цилиндров расположенных один над другим. В сечении
получилась восьмерка. Удачное конструкторское решение оказалось настоящим проклятием технологов. Эту «восьмерку» необходимо было
соединить с цилиндрической частью основного корпуса. В сварных швах образовывались трещины переходящие и в основной металл
конструкций, причем происходило это не только в период остывания металла после сварки, но и позднее. В итоге первоначальный план
строительства 10 лодок этого проекта, был сокращен до 3-5, а в принятом в 1964г десятилетнем плане строительство этих лодок уже не
предусматривалось.
Несмотря на трудности в постройке корабль получился уникальным. В ходе испытаний ПЛАРК получившей номер К-162, при 92%
мощности силовой установки на относительно мелководном полигоне (глубина акватории – 200 м, глубина хода – 100 м) была получена
максимальная подводная скорость, равная 42 узлам, что значительно превысило расчётные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен
мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями пр.671 (33,5 узла). Наиболее скоростные американские АПЛ
развивали лишь 30 узлов. В дальнейшем, при выходе ГЭУ на полную мощность и на глубоководном полигоне, были получены ещё более
высокие результаты – 44,7 узла (при форсировании энергетической установки удалось кратковременно превысить 45 узлов). Это и до настоящего
времени является абсолютным мировым рекордом скорости для подводных лодок. Однако тогда же выяснился и неожиданный для
конструкторов момент: на высокой скорости сила трения воды о корпус ПЛ вызывала такой сильный шум, что лодка практически «глохла» из-за
сильных шумовых помех. Создание этого корабля имело большое значение для последующего развития подводного кораблестроения в СССР, но
сама лодка по сути являлась опытовой и имела ограниченную боевую ценность.
В результате проблем с постройкой пр.661 в серию пошла более простая, но зато и более дешевая лодка - пр.670. Эта лодка уже
вполне отвечала требованиям времени – была достаточно скрытная, имела неплохие характеристики. Был резко увеличен уровень
автоматизации. В частности, автоматизировались управление движением лодки по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс
погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе и т. п.
Ракетное вооружение ПЛАРК пр.670 – восемь ПКР «Аметист» – располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещённых
побортно в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту.
При проектировании этого проекта была сделана попытка уйти от требований одноотсечной надводной непотопляемости
(способность находиться на плаву при полностью затопленном одном отсеке). Это требование было так сказать «священной коровой»
руководства ВМС, оно позволяло снизить риск катастроф при авариях и столкновениях (которых в отечественном флоте было не так уж и мало),
но одновременно и вызывало значительный рост водоизмещения. С большим трудом была «пробита» одновально-однореакторная схема лодки,
однако полностью избавиться от требований надводной непотопляемости у нас не удалось до сих пор. Тем не менее лодка получилась довольно
компактная.
С 1967 по 1973 гг. на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) было построено 11 ПЛАРК проекта 670. После
транспортировки в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу, лодки переводились в
Северодвинск, где осуществлялась их окончательная достройка, испытания и сдача заказчику. С 1973 по 1980 гг. на том же заводе в Горьком
были построены ещё 6 лодок модернизированного проекта 670-М. Модернизация была вызвана переходом на новый ракетный комплекс -
«Малахит». Ракета данного комплекса имела большую дальность полета – до 150км, против 80км у «Аметиста».
Небольшие дальности полета ракет обоих комплексов позволяли лодкам обходиться без внешнего целеуказания, хватало дальности
действия бортовых радиотехнических средств.
пр.670
пр.670М
Но время не стоит на месте, и противник продолжает совершенствовать оборону своих авианосцев. Началось строительство
многоцелевых атомных авианосцев, оснащенных сильным авиакрылом (до 100 самолетов, половина – носители ядерного оружия), обладающих
значительной боевой устойчивостью. В состав АУГ стали включать атомные крейсера с мощными системами обнаружения, целеуказания и
поражения, в охранении таких соединений стали принимать участие многоцелевые АПЛ. Общая глубина гидроакустического наблюдения АУГ
дошла до 200км, радиолокационного наблюдения – до 650км, а с использованием самолетов АВАКС до 1300км, корабельные истребители могли
обеспечить перехват воздушных целей на дальности до 900км. Для потопления атомного авианосца необходимо было попадание до 25 торпед ( с
обычной БЧ) или 15 крылатых ракет или 11 днищевых взрывов (мины). Развернутые непосредственно против СССР 2-й, 6-й и 7-й флота в
течении первых 3-х суток могли нанести до 1500 ядерных ударов по объектам на нашей территории. К тому же американцы начали менять
концепцию обороны – вместо охраны одиночных судов и конвоев они стали переходить к контролю над морем. Для борьбы с подобным
противником лодок пр.670 было мало. С 1969 г. начались работы над новой АПЛ с крылатыми ракетами большой дальности на борту. Лодка
разрабатывалась под шифром - пр.949.
3-е поколение
Новая лодка создавалась под перспективную ракету системы П-700 «Гранит». При этом ВМФ ставил достаточно жесткие
требования к новой ракете. Дальность полета должна была быть не менее 500км, скорость не менее 2500км/ч. Ракета должна была летать по
гибким адаптивным траекториям, иметь помехозащищенную селективную систему управления, нести локальное бронирование наиболее
уязвимых частей. Кроме того, необходимо было обеспечить стрельбу по целям, координаты, которых точно не были определены или устарели по
времени. При этом все операции с ракетным оружием должны были быть автоматизированы. Все это отразилось на сроках создания нового
комплекса. На испытания комплекс «Гранит» был предъявлен в ноябре 1975г., а закончились они в апреле 1984г.!
Первоначально ТТЗ предусматривало размещение на борту лодки 16-ти таких ракет. Но США преподнесли очередной сюрприз – на
вооружение авианосцев стал поступать новый истребитель – F-14 «Томкэт», способный поражать цели на высотах от 10 до 22 000м,
одновременно обстреливая ракетами большой дальности (до 120км) «Феникс» до 4-х целей. Самолет ДРЛО «Хокай» научился сопровождать
несколько десятков целей на расстоянии 450-500км от авианосца. Звено «Томкэтов» под его управлением имело шансы сбить все 16-ть ракет
перспективной подводной лодки. Было проведено компьютерное моделирование атаки АУГ, в ходе которых было выяснено, что 20-ть ракет в
залпе имеют шанс пробить ПРО авианосца. Однако глава ВМФ СССР адмирал С.Г. Горшков принял решение о размещении на борту новой
лодки 24-х ракет, «подстраховавшись» на будущее. Таким образом, новые подводные лодки по ударным возможностям превзошли даже
надводные атомные крейсера (пр.1144 «Петр Великий» - 20 ракет). В принципе это решение нельзя назвать необоснованным, так как по расчетам
для потопления авианосца было необходимо 9-ть попаданий ракет «Гранит» в обычном снаряжении. Но в итоге это решение привело к
значительному увеличению размерностей подводной лодки. АПЛ пр. 949 по своим размерениям и водоизмещению превосходили самые
крупные американские ПЛАРБ типа «Огайо». Полное подводное водоизмещение лодки составляет 25650т., что всего на 1000т меньше, чем у
надводных атомных крейсеров типа «Киров». Длина 154,8м (для пр.949а), ширина 18м. Предельная глубина погружения 600м (рабочая 480м).
Для обеспечения возможности действий подо льдами Арктики была принята двухвальная (как на пр.661), соответственно лодка получила и два
реактора. Были выполнены подкрепления корпуса и ограждения прочной рубки, что обеспечило возможность всплытия в сплошных льдах.
Превзойдя ВМС США по количеству АПЛ, наконец-то стали уделять внимание качеству. Для лодки была спроектирована новая
блочная ЯЭУ с большей мощностью, при меньших габаритах и меньшей шумности. Очень жестко был поставлен вопрос о повышении качества
лодок, за счет снижения шумности и резкого увеличения дальности действия электроакустики. Была создана новая ГАК «Скат», причем был
осуществлен переход на инфракрасные частоты, внедрены развитые бортовые и буксируемые пассивные антенны, цифровая обработка сигналов,
автоматическая выдача целеуказания оружию. Внедрены автоматизированные рабочие места.
Целеуказание лодка по прежнему должна была получать от МКРЦ «Легенда» или МРЦ «Успех». Надо сказать, что если в
эффективность системы «Успех» уже никто не верил, то в эффективности «Легенды» начали сомневаться. В США проходили испытания первые
противоспутниковые ракеты, к тому же оставалась вероятность того, что американцы средствами РЭБ сорвут прием информации со спутников.
А дальности собственных средств обнаружения (около 100км) лодке по-прежнему не хватало. Получался замкнутый круг – чтобы лодку не
уничтожили, она не должна подходить к рубежу ПЛО АУГ и соответственно увеличивается дальность полета ракет, но при этом лодка теряет
возможность самостоятельно обнаружить свою цель.
Разорвать этот круг планировалось тактическими приемами. Так планировалось создавать группировку подводных лодок,
действующих совместно. АПЛ пр.970 с дистанции 80км должны были наносить внезапные удары по кораблям противоракетного рубежа и
противолодочным поисково-ударным группам дальнего охранения АУГ. АПЛ пр.670М наносили удары с дистанции 120км по ближнему
окружению авианосцев и наконец, ПЛАРК пр.949 наносил главный удар по самому авианосцу. Фактически это было второе рождение «волчьих
стай» третьего рейха. К тому же предполагалось наводить на одну АУГ две-три ПЛАРК.
Было построено две лодки по проекту 949, после чего проект был доработан. Следующие лодки строились по проекту 949а, шифр
«Антей». Был введен еще один отсек, что позволило более рационально разместить средства вооружения и оборудования, с заменой части из
них, более совершенными образцами. Так же удалось осуществить ряд мероприятий по снижению уровня демаскирующих полей лодки.
Доработки повлекли за собой увеличение водоизмещение (на 2000т) и соответственно некоторое снижение скорости подводного хода, однако в
целях повышения скрытности эти потери были оправданными. Значительные внутренние объемы лодки позволили существенно улучшить
обитаемость – имеется спортзал, сауна, бассейн, солярий, живой уголок, телестудия, радиоузел, медблок, изолятор. Экипаж размещается в
маломестных каютах. О таком комфорте американские подводники и не мечтают, на их лодках далеко не всегда удается обеспечить каждого
члена экипажа индивидуальной койкой, что уж тут говорить о саунах. Но плата за этот комфорт довольно высока – пр.949а проигрывает лодкам
3-го поколения США по показателям шумности и дальности обнаружения.
Всего было построено 11 лодок проекта 949а, из 20 запланированных. Еще 2 лодки были заложены, но в связи с недостатком
финансирования строительство было прекращено. Была заложена лодка по улучшенному проекту 949АМ (К-329 Белгород), планировалось
достроить эту лодку взамен погибшему «Курску», но на настоящий момент строительство остановлено (готовность 85%). С 1992г лодки
переведены в класс атомных подводных крейсеров. В настоящее время обе лодки проекта 949 и первая лодка серии (К-148) выведены из состава
флота и разделаны на металл.
Оценка проекта 949-949А
Оценка этого проекта дело трудное и неоднозначное. С одной стороны лодки пр.949-949а балансируют на грани здравого смысла и
логики. Ведь выводить против авианосца две-три лодки, суммарной стоимостью больше самого авианосца является абсурдом и противоречит
изначальному смыслу асимметричного ответа. По стоимости ПЛАРК пр.949 в плотную подходили к новейшим «стратегам», при этом «стратег»
имел несравнимо большую поражающую мощь. Первоначально планировалось, что стоимость «убийц авианосцев» будет составлять примерно
10% от стоимости авианосца, при гораздо меньших сроках постройки. При такой «смете» асимметричный ответ ВМФ США имел смысл, но
стоимость кораблей 949-го семейства была не намного меньше стоимости авианесущего крейсера типа «Адмирал Кузнецов», а уже две лодки
превосходили крейсер по стоимости (по оценке американцев стоимость лодок пр.949 ориентировочно составляла 1 млрд. долларов, по нашим
данным 226 млн. рублей). К тому же эти субмарины являются узкоспециализированным средством ведения войны на море, в отличие от
авианосца, способного решать довольно большой спектр боевых задач. Многим специалистам отечественного ВМФ уже в конце 70-х начале 80-х
годов стало ясно, что специализированная ПЛАРК себя исчерпала. Некоторые авторитеты выступали против постройки пр.949-949а, предлагая
изменить всю концепцию ВМФ СССР. Но можно понять и тех, кто принял решение о постройке этих лодок. Тем более, что параллельно должны
были строиться и первые отечественные авианосцы – крейсера типа «Адмирал Кузнецов». Дело в том, что руководители отлично понимали
неспособность отечественной промышленности освоить в производстве такой сложный корабль, как авианосец, в разумные сроки. Любое
нововведение давалось большим трудом и значительно растягивалось во времени (стоит вспомнить эпопею с постройкой АПЛ пр.661). А тут
предстояло спроектировать новый класс кораблей, освоить их в производстве, а вероятно и создать новые верфи для которых еще необходимо
подготовить специалистов. Построить инфраструктуру базирования и ремонта кораблей, создать авиацию палубного базирования, открыть
специализированные учебные заведения, для которых еще и преподавателей надо было где-то найти. Одновременно было бы необходимо
создавать новые материалы, а соответственно модернизировать, а то и создавать заново заводы, для которых опять же необходимо подготовить
специалистов. Все это неизбежно затянулось бы на десятилетия, а кто в это время будет противостоять американским АУГ на море? Тем более в
свете предполагаемой (и планируемой Генштабами) третьей мировой.
Поэтому решение строить эти лодки и параллельно создавать авианесущий флот выглядит стратегически правильным. Другое дело,
что подобные затраты СССР уже практически не мог вынести, ведь параллельно было необходимо поддерживать паритет в других родах войск,
а соответственно тратить миллиарды и на другие «параллельные» проекты. Выхода из этой ситуации без значительных политических
преобразований не было. И преобразования не заставили себя долго ждать. К сожалению преобразования, были проведены далеко не лучшим
образом, результат известен - СССР распался. Все атомные подводные лодки (всех классов) остались в составе ВМФ России.
Последовавший за распадом страны экономический кризис не позволил России не только достроить все заложенные лодки, но и
провести модернизацию первых лодок серии. Была потеряна космическая группировка системы «Легенда» и система авиационного целеуказания
«Успех». В результате в настоящее время ПЛАРК пр.949а способны выполнять боевые задачи только при помощи собственных
радиотехнических средств, а это означает дальность захвата цели в 100км. Но на эту дальность лодку никто не подпустит, она будет уничтожена
гораздо раньше. Ведь время не стоит на месте и в отличие от России, ВМС США проблем с финансированием не имеют. В строю находятся АПЛ
4-го поколения, способные обнаруживать и уничтожать «Антеи» практически без риска для самих себя. В составе АУГ все чаще появляются уже
две АПЛ этого класса.
Но по прежнему эти лодки остаются основной ударной силой флота. При условии прохождения модернизации, с заменой ракет, БИУС и ГАС,
восстановлении и поддержании космической составляющей, лодки пр.949а еще способны функционировать до 20-х годов текущего века. Но
похоже, что на эти работы средств нет и не будет.
На этой печальной ноте и закончилась история создания и развития специализированных подводных лодок – носителей крылатых
ракет.
Ответ же на вопрос заданный в начале статьи довольно прост – у нас эти лодки были и еще есть потому, что у нас не было и нет авианосцев.
Соответственно в составе западных авианесущх флотов подобных лодок нет, потому что в них нет надобности, а вовсе не в неспособности
западной промышленности создать подобную лодку.