ТЭС-3
| |
Greif | Дата: Четверг, 07.05.2009, 11:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| Попался вот такой образец инженерной мысли советских ядерщиков: История создания: В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка. ТЭС-3 представляла собой комплекс из четырех энергосамоходов. Первый энергосамоход нес на себе ядерный реактор с транспортируемой биозащитой и специальный воздушный радиатор для снятия остаточного охлаждения. На второй машине монтировались парогенераторы, компенсатор объема, а также циркуляционные насосы для подпитки первого контура. Собственно выработка электроэнергии была функцией третьего энергосамохода, где размещался турбогенератор с оборудованием конденсатно-питательного тракта. Четвертая машина играла роль пункта управления ПАЭС, а также имела резервное энергетическое оборудование. Здесь находились пульт и главный щит со средствами пуска, пусковой дизель-генератор и блок аккумуляторных батарей. В дизайне энергосамоходов первую скрипку играли лапидарность и прагматизм. Поскольку ТЭС-3 предполагалось эксплуатировать преимущественно в районах Крайнего Севера, оборудование помещалось внутрь утепленных кузовов так называемого вагонного типа. В поперечном сечении они представляли собой шестиугольник неправильной формы, который можно описать как трапецию, поставленную на прямоугольник, что невольно вызывает ассоциацию с гробом. ПАЭС предназначалась для функционирования только в стационарном режиме, работать «на ходу» она не могла. Чтобы запустить станцию, требовалось расставить энергосамоходы в нужном порядке и соединить их трубопроводами для теплоносителя и рабочего тела, а также электрическими кабелями. И именно на стационарный режим работы была спроектирована биозащита ПАЭС. Система биозащиты состояла из двух частей: транспортируемой и стационарной. Транспортируемая биозащита перевозилась вместе с реактором. Активная зона реактора помещалась в своего рода свинцовый «стакан», который находился внутри бака. Когда ТЭС-3 работала, бак заливался водой. Слой воды резко снижал активацию нейтронами стенок бака биозащиты, кузова, рамы и прочих металлических частей энергосамохода. После окончания кампании (периода работы электростанции на одной заправке) воду сливали и транспортировка осуществлялась при пустом баке. Под стационарной биозащитой понимались своего рода боксы из земли или бетона, которые перед пуском ПАЭС требовалось возводить вокруг энергосамоходов, несущих на себе реактор и парогенераторы. В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции. Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию. Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение. Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности. Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного. Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда. Вот модель такого агрегата я бы сделал.
Сообщение отредактировал Greif - Четверг, 07.05.2009, 14:05 |
|
| |
DAVID-EVG | Дата: Четверг, 07.05.2009, 11:37 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 537
Репутация: 3
Статус: Offline
| Quote (Greif) Вот модель такого агрегата я бы сделал. Вместе с реактором?????????
человек увлеченный своим хобби плохим быть не может!!!!
|
|
| |
verunia | Дата: Четверг, 07.05.2009, 12:56 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 1
Статус: Offline
| Я вот прозреваю-чем только не занимались советские атомщики...
Приказано-сжечь
|
|
| |
DAVID-EVG | Дата: Четверг, 07.05.2009, 13:00 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 537
Репутация: 3
Статус: Offline
| Quote (verunia) Я вот прозреваю-чем только не занимались советские атомщики... Чем занимались???? Делом занимались!!!!!!!
человек увлеченный своим хобби плохим быть не может!!!!
|
|
| |
Greif | Дата: Четверг, 07.05.2009, 14:04 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| Нет уж, обойдусь без реактора!
Сообщение отредактировал Greif - Четверг, 07.05.2009, 14:04 |
|
| |
verunia | Дата: Четверг, 07.05.2009, 17:34 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 1
Статус: Offline
| Сразу пришла в голову мысль, большой рекламный щит с надписью "мобильный Чернобыль-сделай врагам сюрприз!" А трубопроводы высокого давления, которыми соединялось сие чудо, какую защиту имели? Интересно...
Приказано-сжечь
|
|
| |
JKUB | Дата: Четверг, 07.05.2009, 23:01 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 202
Репутация: 1
Статус: Offline
| Все равно не понятно.Я сам работал в энергетике.Знаю как устроены паровые котлы и турбины.Где была вся вспомогательная хренатень турбины.Как охлаждался конденсатор турбины.И многое другое есть о чем спросить.
Мы называем людей дикарями,лиш по тому,что их занятия отличаются от наших. Бенджамин Франклин.
|
|
| |
verunia | Дата: Пятница, 08.05.2009, 00:37 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 1
Статус: Offline
| а что это за дополнительный каток впереди?
Приказано-сжечь
|
|
| |
Greif | Дата: Пятница, 08.05.2009, 08:48 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| JKUB, Quote (JKUB) Где была вся вспомогательная хренатень турбины.Как охлаждался конденсатор турбины. Quote (Greif) На второй машине монтировались парогенераторы, компенсатор объема, а также циркуляционные насосы для подпитки первого контура Quote (Greif) Собственно выработка электроэнергии была функцией третьего энергосамохода, где размещался турбогенератор с оборудованием конденсатно-питательного тракта. Четвертая машина играла роль пункта управления ПАЭС, а также имела резервное энергетическое оборудование. Здесь находились пульт и главный щит со средствами пуска, пусковой дизель-генератор и блок аккумуляторных батарей.
|
|
| |
JKUB | Дата: Пятница, 08.05.2009, 09:32 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 202
Репутация: 1
Статус: Offline
| А где были масло насосы,Насосы охлаждения статора генератора да и многое другое что должно быть на любой турбине.Интересно сколько турбина проработала до первого ремонта. Добавлено (08.05.2009, 09:32) --------------------------------------------- Сам по себе проект утопический.
Мы называем людей дикарями,лиш по тому,что их занятия отличаются от наших. Бенджамин Франклин.
|
|
| |
Greif | Дата: Пятница, 08.05.2009, 14:31 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| JKUB, все перечисленное было на какой-то из 4-х машин. Quote (JKUB) Сам по себе проект утопический. разве вы не поняли -это не проект, а доведенное до эксплуатации изделие Quote (Greif) В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции. Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию Другой вопрос почему эти самоходы не пошли в серию и не применялись. но тут уже много других факторов. А с технической стороны все реализовано - все работало.
|
|
| |
JKUB | Дата: Пятница, 08.05.2009, 15:05 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 202
Репутация: 1
Статус: Offline
| Quote (Greif) Другой вопрос почему эти самоходы не пошли в серию и не применялись. но тут уже много других факторов. А с технической стороны все реализовано - все работало. Всё работало на стадии эксперимента.Вот и не пошло всё это в серию.
Мы называем людей дикарями,лиш по тому,что их занятия отличаются от наших. Бенджамин Франклин.
|
|
| |
Greif | Дата: Пятница, 08.05.2009, 15:34 | Сообщение # 13 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| JKUB, Стадия эксперимента - это всевозможные стенды. А это уже не эксперимент,а опытная эксплуатация. как правило передача изделия в опытную эксплуатацию предшествует серийному производству и призвана "отловить" возможные деффекты или конструктивные недоработки. Но объект отработал весь срок и был остановлен в связи с выработкой реактором топлива, а не из-за аварии. А это уже говорит о доведенности образца. причины закрытия программы думаю всетаки не технические, а несколько иные.
|
|
| |
JKUB | Дата: Пятница, 08.05.2009, 15:48 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 202
Репутация: 1
Статус: Offline
| Если учесть что каждая машина весит 90 тонн.Не удивительно что это изделие не пошло в серию.Его почти не где не протащишь и не провезешь.Свои гуси тоже слабоваты для длительных маршей.И это уже пройденный этап в атомной энергетике.
Мы называем людей дикарями,лиш по тому,что их занятия отличаются от наших. Бенджамин Франклин.
|
|
| |
Greif | Дата: Вторник, 12.05.2009, 10:10 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 739
Репутация: 9
Статус: Offline
| JKUB, Масса машины возможно влияла на решение о закрытии проекта,но дкмаю была не определяющей - самоходы были транспортабельны по железной дороге, а переход к месту службы от ж.д. с малой скоросью думаю был возможен. Был реализован проект и колесной АЭС,фото я не нашел, только описание: Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских мобильных атомных электростанций не прекратилась. Другой проект, о котором несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя. Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат он принес лишь в горбачевскую эпоху и вскоре был «убит» резко усилившейся после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском проекте «Памир 630Д». В определенном смысле можно сказать, что ТЭС-3 и «Памир» соединяют родственные связи. Ведь одним из основателей белорусской ядерной энергетики стал А.К. Красин – бывший директор ФЭИ, принимавший непо-средственное участие в проектировании первой в мире АЭС в Обнинске, Белоярской АЭС и ТЭС-3. В 1960 году его пригласили в Минск, где ученый вскоре был избран академиком АН БССР и назначен директором отделения атомной энергетики Энергетического института белорусской Академии наук. В 1965 году отделение было преобразовано в Институт ядерной энергетики (ныне Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН). В одну из поездок в Москву Красин узнал о существовании государственного заказа на проектирование передвижной атомной электростанции мощностью 500–800 кВт. Наибольший интерес к такого рода энергоустановке проявляли военные: им требовался компактный и автономный источник электричества для объектов, находящихся в отдаленных и отличающихся суровым климатом районах страны – там, где нет ни железных дорог, ни ЛЭП и куда довольно сложно доставить большое количество обычного топлива. Речь могла идти об электропитании радиолокаторных станций или пусковых установок ракет. С учетом предстоящего использования в экстремальных климатических условиях к проекту предъявлялись особые требования. Станция должна была работать при большом разбросе температур (от –50 до +35°С), а также при высокой влажности. Заказчик требовал, чтобы управление энергоустановкой было максимально автоматизировано. При этом станция должна была вписываться в железнодорожные габариты О-2Т и в габариты грузовых кабин самолетов и вертолетов с размерами 30х4,4х4,4 м. Продолжительность кампании АЭС определялась в не менее чем 10 000 часов при времени непрерывной работы не более 2000 часов. Время развертывания станции должно было составлять не более шести часов, а демонтаж необходимо было уложить в 30 часов. Кроме того, проектировщикам следовало придумать, как снизить расходование воды, которая в условиях тундры ненамного доступнее солярки. Именно это последнее требование, практически исключавшее применение водяного реактора, во многом определило судьбу «Памира-630Д». Оранжевый дым Генеральным конструктором и главным идейным вдохновителем проекта стал В.Б. Нестеренко, ныне член-корреспондент белорусской Национальной академии наук. Именно ему принадлежит идея использовать в реакторе для «Памира» не воду или расплавленный натрий, а жидкую тетраокись азота (N2O4) – причем одновременно в качестве теплоносителя и рабочего тела, так как реактор мыслился одноконтурным, без теплообменника. Тетраоксись азота была выбрана, естественно, не случайно, так как это соединение обладает весьма интересными термодинамическими свойствами, такими как высокая теплопроводность и теплоемкость, а также низкая температура испарения. Его переход из жидкого в газообразное состояние сопровождается химической реакцией диссоциации, когда молекула тетраокиси азота распадается сначала на две молекулы диокиси азота (2NO2), а затем на две молекулы окиси азота и одну молекулу кислорода (2NO+O2). При увеличении количества молекул объем газа или его давление резко возрастают. В реакторе, таким образом, стало возможным реализовать замкнутый газожидкостный цикл, который давал реактору преимущества в эффективности и компактности. Осенью 1963 года белорусские ученые представили свой проект мобильной атомной станции на рассмотрение научно-технического совета Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР. Тогда же на суд членов НТС были вынесены аналогичные проекты ФЭИ, ИАЭ им. Курчатова и ОКБМ (Горький). Предпочтение отдали белорусскому проекту, однако лишь десять лет спустя, в 1973 году, в ИЯЭ АН БССР было создано специальное конструкторское бюро с опытным производством, которое приступило к конструированию и стендовым испытаниям узлов будущего реактора. Одной из самых главных инженерных задач, которую предстояло решать создателям «Памира-630Д», стала отработка устойчивого термодинамического цикла с участием теплоносителя и рабочего тела нетрадиционного типа. Для этого применялся, например, стенд «Вихрь-2», представлявший собой фактически турбогенераторный блок будущей станции. В нем нагрев тетраоксида азота производился с помощью турбореактивного авиадвигателя ВК-1 с форсажной камерой. Отдельную проблему представляла собой высокая коррозионная агрессивность тетраоксида азота, особенно в местах фазовых переходов – кипения и конденсации. Если же в контур турбогенератора попала бы вода, N2O4, прореагировав с ней, немедленно дала бы азотную кислоту со всеми ее известными свойствами. Противники проекта так и говорили порой, что, дескать, белорусские ядерщики намерены растворить в кислоте активную зону реактора. Частично проблема высокой агрессивности тетраоксида азота была решена добавлением в теплоноситель 10% обычной моноокиси азота. Этот раствор получил название «нитрин». Тем не менее применение тетраоксида азота увеличивало опасность использования всего ядерного реактора, особенно если вспомнить, что речь идет о мобильном варианте АЭС. Подтверждением тому стала гибель одного из сотрудников КБ. Во время опыта из разорвавшегося трубопровода вырвалось оранжевое облачко. Находившийся поблизости человек ненамеренно вдохнул ядовитый газ, который, прореагировав с водой в легких, превратился в азотную кислоту. Спасти несчастного не удалось.
Сообщение отредактировал Greif - Вторник, 12.05.2009, 10:12 |
|
| |
|